Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Фадеичев

Госдума приняла поправки в президентский проект амнистии во втором и третьем чтениях. Теперь у десяти фигурантов «болотного дела» и экологов «Гринпис» появится шанс освободиться от уголовного преследования уже до Нового года. Депутаты решили исключить из текста амнистии оговорку о том, что обвиняемые по статьям «Массовые беспорядки» и «Хулиганство» могут выйти на свободу только после того, как им будет вынесен приговор.

Но под действие амнистии теперь попадут далеко не все из тех, кто находится под следствием после прошлогодних событий на Болотной площади. Те, кого в Следственном комитете считают организаторами массовых беспорядков или обвиняют в применении насилия в отношении представителей власти, будут по-прежнему дожидаться приговора суда. «Улучшить их положение нам не удалось», – вынужден был констатировать депутат Дмитрий Гудков, предлагавший амнистировать всех фигурантов «болотного дела». На пленарном заседании депутат из раза в раз подчеркивал, что, по мнению экспертов, 6 мая вообще не было никаких беспорядков на Болотной площади, а политики Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев были обвинены в организации беспорядков после показа фильма на канале НТВ. «Мы предлагаем включить их, чтобы показать всему миру, что у нас нет политзаключенных. Иначе у нас на Олимпиаде спортсмены будут выступать с их фотографиями на майках. Правозащитники собрали уже 200 тысяч подписей под этим проектом», – пытался переубедить Гудков депутатов. Но глава Комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников возразил, сказав, что организация беспорядков и насилие в отношении представителей власти – тяжкие статьи и подводить их под амнистию в комитете не считают возможным. С предложением Дмитрия Гудкова согласились 188 депутатов, но повлиять на итоговую версию документа они все равно не смогли.

Зато под амнистию попадут те, кто был осужден за злоупотребление должностными полномочиями, за служебный подлог, за халатность и даже за фальсификацию доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности. «Достаточно одного заявления сотрудников полиции, чтобы люди оказались на скамье подсудимых. Достаточно толкнуть полицейского, чтобы быть осужденным по 318-й статье, и мы этих людей оставляем за решеткой. А вместо них выходят те, кто фальсифицировал доказательства, из-за чего оказываются погублены тысячи жизней. Ну какая же это амнистия? Это несправедливо», – взывал к совести коллег Гудков. Но Крашенинников объяснил, что в итоге доработки проекта постановления было решено, что под амнистию все-таки не попадут те, кто применял насилие и пытки при выбивании показаний, например садисты из ОВД «Дальний» в Казани. Но не распространить амнистию на остальных сотрудников правоохранительных органов – значит сократить число людей, освобождаемых из тюрем, и еще больше сузить действие постановления, на что Дума пойти, конечно же, не может. Тем более что в число амнистируемых было решено не включать обвиняемых в педофилии и терроризме.

Гудков и другие депутаты из оппозиционных фракций также пытались добиться гуманного отношения хотя бы к родителям детей-инвалидов, независимо от того, достиг ли их ребенок совершеннолетия или нет, к инвалидам любой группы и людям, страдающим от тяжелых заболеваний. Депутат Гудков даже привел в пример дело юриста Сергея Магнитского, погибшего в тюремной камере. Но Крашенинников сделал вид, что не понял сути поправки, сказав, что матери с маленькими детьми и так выйдут благодаря амнистии, а большинство людей с тяжелыми заболеваниями, как правило, имеют инвалидность.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предлагал амнистировать тех, кто был осужден за разжигание межнациональной розни. «У нас по этой статье сидят все, кто хоть чем-то недоволен. Кто недоволен работой Госдумы, например. Мизулину, когда она уйдет из Госдумы, тоже по ней осудят. Она предлагала прописать роль православия в преамбуле Конституции. Что же мы держим людей, чья статья не понравилась?» – кричал Жириновский с трибуны. Но Крашенинников и ему невозмутимо объяснил, что осужденные по экстремистским статьям на свободу выйти не смогут.

Депутатов Госдумы немало беспокоило и то, что под амнистию может попасть экс министр обороны Анатолий Сердюков. Ведь ему предъявляют обвинения в халатности. К тому же он, как бывший министр обороны, может считаться участником боевых действий в Грузии в 2008 году, а это еще один повод выйти по амнистии. Член «Справедливой России» Олег Нилов даже предложил распространять амнистию только на тех, кто возместит причиненный ущерб государству. «Если под амнистию попадут Сердюков и компания, что мы будем говорить избирателям, если мы уже сейчас растоптали веру людей?» – спрашивал депутат. «Если в компании Сердюкова могут быть беременные женщины, то они еще могут попасть под амнистию, но самого Сердюкова это не касается. Вы фактически предлагаете норму, которая уже была прописана в экономической амнистии. Поэтому мы предлагаем эту поправку отклонить», – сказал ему глава комитета. Но уже позже, отвечая на аналогичный вопрос журналистов, Крашенинников пояснил, что выносить конкретные решения по персоналиям будут не депутаты и шанс избежать наказания у Сердюкова остается. «Тут надо смотреть, является он военнослужащим или нет, является он инвалидом или нет, является он пенсионером или нет. Это все, естественно, надо проверять», – неожиданно признался депутат уже после того, как за проект постановления проголосовали все депутаты Госдумы.