Фото: EPA / ИТАР-ТАСС

Когда разойдется Майдан? Не сказать, чтобы этот вопрос сейчас звучал часто, но им задаются многие. Не только на Украине. Почему? Причин несколько. Мирный протест сотен тысяч против украинской власти оказался утопией. Невозможно по-европейски деликатно сказать ворам и преступникам, что они воры, и, воззвав к их совести, заставить добровольно уйти. Если уйдут – тогда не злодеи. Если не уйдут – опять тупик.

Кроме прочего, на дальнейшие протесты нужны продукты, лекарства, теплые вещи, которые не смогут бесконечно покупать бизнесмены средней руки и нести простые киевляне. Главное – люди не могут бесконечно жить на Майдане. У них есть работа и семьи, которые нужно кормить. Об этом знали и говорили еще накануне вчерашнего «Вече» оппозиции, но все равно пришли. Майдан для украинцев – это уже гражданская позиция, уникальная возможность регулярно напоминать власти, как сильно она неправа. Хотя вопрос «Что дальше?» это не отменяет. Ответа нет, поэтому Майдан.

Протестам исполнился месяц. Для круглосуточного митинга на морозе это очень много. Стоявшие хотя бы два часа подряд поймут. За это время украинцы привыкли не спать по ночам, ожидая плохих новостей, киевляне смирились с перекрытым центром города. Баррикады стали частью Крещатика. Их строили CEO крупных компаний, слесари, музыканты, актеры, студенты. Жизнь за ними устоялась: питание по расписанию, отряды самообороны, сотни волонтеров, свои врачи и даже психолог. Такой же родной и практически вечный вопрос: что дальше? Им задавались с первого дня. После избиения «Беркутом» студентов все особенно хотели скорой расплаты. Тогда четкий план так и не появился. Позже приняли решение блокировать правительственный квартал. Затем был штурм, опять ожидание плана. Позже – угрозы оппозиционеров, чтобы Янукович не возвращался домой из России с документами о вступлении Украины в Таможенный союз. Вернулся с непонятными секретными соглашениями, и снова нет плана.

Критиковать оппозицию на Майдане – одна из его главных традиций. Не самая глупая. Тройку лидеров с первого дня принимают нормально, но без восторга. Кличко, Яценюк и Тягнибок не команда. Многие помнят, как всего год назад на парламентских выборах Кличко обвинял Тягнибока в крайнем национализме, а Яценюк неофициально жаловался на ударовца за то, что тот постоянно отстраивается. Если бы вдруг революция достигла всех целей и Янукович чудом отказался от власти, троица быстро развалилась бы. Так быстро, что внутренние разборки «любих друзів» из окружения Ющенко в 2005-м показались бы скандалом с хорошей выдержкой.

Фото: EPA / ИТАР-ТАСС

Доверять таким политикам в сложный момент непросто, но за неимением других слушают их. Теперь стало понятно, что плана ждать не стоит. Главная новость – создание народного объединения «Майдан» и оглашение состава его сопредседателей. В руководстве «народ» все больше политический: Тимошенко, Кличко, Тягнибок, Яценюк, Луценко. От общественности – президент Могилянки Сергей Квит, победительница «Евровидения» и активист Майдана – Руслана. Цели организации – подготовка акций протестов в Центральной и Восточной Украине, защита активистов на местах, организация стачкомов и т.д. Но все это – планы на будущее. А что делать с Майданом, который стоит и мерзнет сейчас, – вопрос на пятерку.

Во время «Вече» один знакомый пошутил, дескать, главная задача оппозиции сейчас – придумать, как без конфликтов и красиво свернуть палатки в центре. Это не ирония. Он каждый день ходил на Майдан и уверен, что свою задачу тот выполнил. Власть увидела, сколько людей готовы активно протестовать и бороться за свои права ночью, несмотря на мороз. Многие готовы физически бороться с силовиками. Автоколонны в поддержку Майдана, фантастическая самоорганизация в интернете. Огромная материальная поддержка палаточного городка малым и средним бизнесом. И все это после одной силовой акции в центре.

Но это, пожалуй, все, что можно было сделать. И это не проблема оппозиции. Придумать что-то дельное не могут и ее самые активные критики. Что могла сделать троица? Вести переговоры в Раде и найти голоса за отставку правительства. При президенте Януковиче это изменило бы не многое, но формально могло считаться победой. Отставка провалилась. Возможно, потому что оппозиция плохо искала голоса, но, скорее, потому что депутаты, которых в парламент провели близкие к Януковичу олигархи, не получили команду дрейфовать в сторону оппозиции. Почему? И олигархи, и силовики пока больше боятся Януковича, чем Майдан.

Многие пеняют, что у революции не было единого лидера. Это как минимум облегчило бы переговоры с теми же олигархами, которые, даже будь у них желание, не знают, к кому из оппозиционеров идти и предлагать свою небескорыстную помощь. С другой стороны, если они не готовы к таким переговорам, то им все равно, как зовут единого представителя безопасной для них силы. Зато, начни оппозиционеры выяснять отношения прямо по ходу революции, их конфликты неминуемо оттолкнули бы людей от Майдана.

Еще одно любимое обвинение: оппозиционеры не воспользовались народным гневом и не направили его против власти. Даже Сурков в своем Twitter размышлял о том, как глупо, имея столько людей на улице, использовать парламентские методы борьбы. Но был ли выбор? Есть ли смысл захватывать администрацию президента, даже если для этого в какой-то момент хватает ресурсов? Зачем ехать в Межигорье всей толпой? Чтобы громить дорогие люстры и ломать пресловутые золотые унитазы? А потом что? Это такой же тупик, как силовой разгон Майдана ночью. Утром на площадь точно выйдет больше народу, а захваченные админздания придется удерживать. Как? Чем? У кого-то есть оружие или люди на Майдане умеют стрелять? В перспективе все это – долгожданные картинки для программ Киселева, которые раньше ему приходилось придумывать, аресты активистов и реальные тюремные сроки.

Проблема Майдана в том, что европейский по форме протест обращен против азиатского по сути правителя. Как это бывает в Европе? Не указал польский министр транспорта в декларации часы за $6 тысяч, попался на этом – в отставку. Нахамил его британский коллега полицейским – туда же. На Украине в центре столицы спецназовцы избили до полусмерти студентов, президент молчит, глава МВД, подозревая, что сидеть в кресле уже как бы неудобно, заявляет, что никуда не уйдет. Прокуратура, то ли издеваясь, то ли в обычном режиме, вполне серьезно сообщает, что разобраться, кто именно дал команду бить людей, пока невозможно. Найти избитых по больницам и посадить их в СИЗО возможно, а понять, кто же мог отдать такой приказ – нет, не так быстро.

Кажется, что это тупик. Потому что нормальная власть после такого уходит, а ненормальная просто не дает собраться тем, кто против. На Майдане вышло что-то среднее. Избить пару сотен решительности хватило, а разогнать несколько сот тысяч не хватило сил. Так и стоит с одной стороны Майдан, а с другой – Янукович, который его ненавидит. Первый не может ничего, кроме как собираться. Второму под силу все, но не запрет самого протеста. Свой единственный ресурс Майдан пока не исчерпал.