Фото ИТАР-ТАСС / Валерий Шарифулин

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в показанном сегодня интервью Дмитрию Киселеву на телеканале «Россия 1» раскритиковал коммерциализацию Рождества, осудил чрезмерное увлечение людей социальными сетями, рассказал, почему люди страдают от одиночества и как решать межнациональные конфликты. Он также выразил обеспокоенность «революционной ситуацией» на Украине, а россиян призвал начать активную уборку всей страны. Slon публикует самые яркие выдержки из интервью патриарха.

О смысле Рождества: «Люди забывают нередко о смысле Рождества, а полностью погружаются в стихию рынка, потребительства – и все это превращается в огромный какой-то коммерческий праздник. Это очень прискорбно. Дай бог, чтобы эта тенденция не разрушила благодатную внутреннюю основу и содержание праздника».

О западных ценностях: «Конечно, христианские ценности в Европе сохраняются, несомненно. В жизни народа и я имею опыт общения в том числе с западноевропейцами, которые все это в своих сердцах хранят. А вот политическая тенденция, общее направление действия элит несомненно носит антихристианский и антирелигиозный характер».

О социальных сетях: «Это порабощение сознания и воли. Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты. В этих кривых зеркалах отражается реальность, отражаемся мы сами; поэтому в каком-то смысле интернет является образом, отображением внутреннего духовного мира человеческой цивилизации. И это предмет размышления в первую очередь, может быть, для Церкви, которая и несет ответственность за духовное состояние людей».

Об одиночестве: «Одиночество возникает тогда, когда у человека нет предмета любви. Если появляется предмет любви, то исчезает одиночество. А значит, что такое отсутствие предмета любви? Это отсутствие другого человека, которому бы ты мог передать свое внутреннее чувство, свое внимание, свою заботу, может быть, свою любовь. Это все от нашего индивидуализма, от нашего эгоизма. Выход очень простой: надо повнимательнее посмотреть, что вокруг нас и как много людей сегодня нуждаются в нашей заботе, в нашем внимании».

О межнациональных конфликтах: «Люди, которые приезжают в Россию, не всегда знакомы с нашей культурой, обычаями, с нашей верой, и они по многим причинам не пытаются себя настроить на то обстоятельство, что они живут в большинстве, которое имеет иные представления, в том числе и о бытовой культуре, о поведении на улице, о поведении между мужчиной и женщиной. <…> Не должно быть беззакония, не должно быть насилия, не должно быть вот, знаете, – «раззудись, плечо, размахнись, рука» – и давайте будем все сокрушать и наводить порядок вот такой неорганизованной силой. Важно, чтобы работал закон, и важно, чтобы на основании этого закона строились отношения».

О протестах на Украине: «То, что происходит на Украине, очень ранит мое сердце. Для меня Украина – это родная страна, родной народ, мой народ и моя паства. Я молюсь за Украину, молюсь за этот народ. Я понимаю, что существует угроза разделения нации, угроза очередного витка гражданской конфронтации. Страна, прошедшая через революции, должна была бы иметь некую прививку против такого способа решения политических задач».

Об экологии: «Я предложил бы начать активно уборку всей страны. Наших пляжей, наших лесов, особенно тех, которые окружают большие города. Вот чтобы не было этих весной из-под снега видимых пластиковых бутылок и всего прочего. Нужно начать очищать свою страну, свою природу – и, может быть, в процессе этого очищения сами будем становиться внутренне чище».