2013 год стал уникальным для российской экономики. Фактическая стагнация экономики на фоне высоких мировых нефтяных цен привела к совершенно новой ситуации, невиданной за последние полтора десятка лет. Российские экономические власти вынуждены даже были пересмотреть многие экономические прогнозы и принципы – многие, но не все. В частности, девальвация рубля по-прежнему осталась табу для политиков и не превратилась в один из обычных инструментов макростимулирования экономики.

Руины экономических догм

Прирост ВВП в 2013 году составит, по оценкам Росстата, 1,3–1,4%. Но ни для кого не секрет, что это типичная натяжка. Во-первых, весь прирост был получен в I квартале, а затем экономика остановилась. А во-вторых, и сам прирост I квартала весьма сомнителен – он основан на нетипично большой оценке того, что Росстат скромно называет «статистическим расхождением». По методу производства ВВП рост в I квартале составил 1,6% к I кварталу предыдущего года, но по методу использования доходов оценка того же Росстата дала 0%. Вся разница и была записана на «статрасхождение». Фактически с самого начала 2013 года Россия погрузилась в экономическую стагнацию (не рост и не падение).

Совершенно невероятная за всю экономическую историю России ситуация – стагнация на фоне очень высоких (даже выше запланированных в бюджете) мировых цен на нефть. Непонятная, необъяснимая ситуация, исходя из мейнстрима российской экономической мысли.

До сих пор так окончательно и не названы причины стагнации – каждый упражняется как может в их объяснении. Власти ссылаются то на внешние факторы, то на внутренние. Но ссылка на внешние факторы просто смехотворна – они очень благоприятны, мировая экономика на выходе из кризиса, нефтяные цены высоки, как никогда. А под внутренними власти обычно имеют в виду что-нибудь иррациональное и неизмеримое типа делового и инвестиционного климата.

Как бы то ни было, а необычная ситуация потребовала от властей необычных действий. Что привело к падению сразу нескольких догм в экономическом мышлении. Вот первые из этих падений:

«Распечатывание» бюджетных фондов. До сих пор средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда почти целиком лежали на счетах Минфина в Центробанке, не принося никакого дохода, кроме условно рассчитываемых курсовых разниц. Теперь оказалось возможным начать их инвестировать – в новые государственные мегапроекты (БАМ и Транссиб, ВСМ в Казань, ЦКАД в Московской области и т. д.), а под конец года – даже в кредиты Украине. Замораживание тарифов естественных монополий на 2014 год. Мера не распространилась на население, для которого тарифы будут по-прежнему расти. В результате на потребительской инфляции заморозка почти не скажется и останется лишь средством перераспределения доходов из инфраструктурных госкомпаний в промышленные госкомпании и «ручным» олигархам.  Фактический отказ от прежде широко рекламируемой накопительной пенсии. В 2014 году все перечисления на накопительную часть пенсии будут изъяты со счетов населения (независимо от мнения людей) на текущие нужды Пенсионного фонда.

Но держатся и даже укрепляются другие экономические догматы, и прежде всего:

Жесткая бюджетная политика. В бюджете-2014 урезаны даже запланированные в прошлом году расходы, поджат бюджетный дефицит (кроме военного бюджета). Жесткий бюджет внесет свой вклад в экономическое торможение в 2014 году. Идея «сильного» рубля диктует «сильную» денежную политику, а значит, мало кредитов и высокие проценты по ним.

Догмы о жестком бюджете и «сильном» рубле оказались настолько въевшимися в «подкорку» экономического мышления, что рулят по-прежнему.

Девальвация неизбежна

Девальвация рубля в 2014 году неизбежна. Не только потому, что экономические власти не смогут разогнать экономику и нужны окажутся дополнительные способы ее стимулирования. Но и в силу чисто объективных экономических причин.

Счет текущих операций (СТО) платежного баланса страны (поступления минус расходования валюты по обычным текущим нуждам) упал фактически до нуля. В III квартале 2013-го он составил всего $629 млн при объеме экспорта товаров и услуг почти в $150 млрд. Жалкие доли процента. Нефтяной экспорт больше не приносит притока валюты в страну.

Это невероятная ситуация для всей новейшей экономической политики – со времен кризиса 1998 года. Даже в самом неудачном II квартале 2009 года (когда сказался эффект падения мировых нефтяных цен в четыре раза) СТО не опускался ниже $5 млрд. Сейчас – почти ноль.

Нефтяной экспорт никуда не делся, он остается и практически вдвое выше, чем, например, во II квартале 2009-го. Но валютные доходы съедаются резко возросшим импортом товаров и услуг, а также оттоком доходов от инвестиций. Рост импорта – прямое следствие укрепления рубля за последние пять лет. А утечка доходов от инвестиций – результат роста внешних долгов российского частного сектора, прежде всего государственных добывающих компаний («Газпром», «Роснефть» и др.).

Внешний долг России – в отличие от стагнирующего ВВП – в 2013 году продолжил резко расти. За год (последняя статистика на 1 октября 2013 года) он вырос на $115,3 млрд, или на 19,2%. Из каких доходов будем его отдавать? Продаем свое будущее...

Дефицит валюты демонстрируют и прекратившие рост последние два с половиной года валютные резервы Центробанка.

Девальвация запланированная и незапланированная

Со сменой руководства ЦБ РФ летом прошлого года валютная политика страны заметно изменилась – без всяких официальных объявлений. Ранее Сергей Игнатьев укреплял рубль, несмотря ни на что. Теперь по итогам полугода можно уверенно констатировать, что Эльвира Набиуллина взяла курс на падение рубля в меру инфляции.

Это нашло свое отражение и в бюджете-2014. Инфляция по расчетам к бюджету составит 4,8–5% за год. Рубль упадет вместе с инфляцией: по разным вариантам от -1,5 до +0,8 пункта к индексу потребительских цен. То есть девальвация на 4–6% уже запланирована.

Девальвация в меру инфляции находит свое отражение и в действиях бизнеса. Например, в Сбербанке процент по аналогичным вкладам в валюте на 5,6% ниже, чем по рублевым. Это и есть оценка предстоящей девальвации, обеспечивающая равнодоходность депозитов.

Но вряд ли российским экономическим властям удастся удержать девальвацию в запланированных пределах. Прежде всего из-за стагнации экономики, которая потребует дополнительного стимулирования «слабым» рублем, а также усиления напряженности платежного баланса.

В такой экономической ситуации продолжать политику «сильного» рубля (даже в набиуллинском варианте поддержания стабильности его реального эффективного курса) не только глупо, но и невозможно.

Упорствование приведет только к взрывной девальвации по типу 1998 года, несмотря на полутриллионные резервы ЦБ. Эти резервы уже не помогли однажды – во время девальвации рубля к доллару в 1,6 раза в 2008–2009 годах. Не помогут и снова.