Фото: REUTERS / Mohamed Abd El Ghany
96% египетских избирателей, пришедших на очередной конституционный референдум, поддержали новый Основной закон страны. Пока это предварительные данные, но в долине Нила никто не сомневается – у Египта отныне есть новая Конституция. Исход конституционного референдума в Египте можно было предсказать еще полгода назад, 30 июня 2013 года. Именно тогда бравый министр обороны генерал Абд аль-Фаттах ас-Сиси взял бразды правления в свои мускулистые руки и дал понять всем сомневающимся – в Египте опять появился «сильный человек». А настоящему «сильному человеку», конечно же, нужна своя собственная, и самое главное, правильная Конституция, которая наконец-то позволит навести в Египте порядок. Новый Основной закон уже называют по имени ас-Сиси и ассоциируют именно с ним. Но насколько новой является эта Конституция на самом деле? Или же речь идет о возвращении к прошлому, которое египтяне в общем-то еще и не успели забыть?
Сестры в серьгах
Исламистам – шариат, армии – независимость. Фраза на первый взгляд довольно краткая, но вполне емкая. Потому как в ней содержатся два основных положения, которые лежат в основе нового Основного закона страны. Прежде всего о шариате. Он по-прежнему остается основой египетского законодательства. Так было при Садате, Мубараке и Мурси. Так будет и при ас-Сиси. Не стоит заблуждаться: решение о запрете религиозных партий и объявление «Братьев-мусульман» террористической организацией никак не отразилось на характере Египта. Эта страна была и остается крайне консервативной, а ее население – глубоко религиозным. Поэтому в любой конституции шариату будет уготовано почетное место. Пока только Тунис крепко стоит на своем и обходится без влияния шариатского законодательства, но так было и до революции.
Правда, новая Конституция Египта резко урезала полномочия духовной семинарии Аль-Азхар, но это связано с тем, что среди азхаритов в последние годы появилось немало «братьев-мусульман». В целом все остается на своих местах: шариатские и церковные суды будут по-прежнему заниматься всем тем, что связано со сферой личного права. Египетские христиане, кстати, по-прежнему будут лишены права на развод – ас-Сиси решил, что ссориться с церковью ему ни к чему, и уступил коптским иерархам в этом щекотливом вопросе.
Теперь немного об армии, полиции и соблюдении прав человека. Именно в таком порядке, потому как права человека в новом Основном законе страны вновь оказались на последнем месте. Египетская армия в соответствии с Конституцией становится чуть ли не государством внутри государства. Она сможет управлять частью туристического, нефтяного и строительного бизнеса. Учитывая, что уже сегодня армия и так контролирует около 40% экономики Египта, легко представить себе дальнейшие шаги военных: это банки, телекомпании и так далее.
Военный бюджет будет оставаться за рамками гражданского контроля. Также новая Конституция позволяет судить гражданских лиц в военных трибуналах, если они совершили нападение или угрожали самим военным или принадлежащим армии объектам. Вполне можно предположить, что любое несогласие с действиями военных или, скажем, демонстрация возле военных объектов (например, военной тюрьмы) теперь могут быть расценены как «угроза военным». Министр обороны может быть назначен лишь после одобрения его кандидатуры Высшим военным советом Египта.
Что касается полиции, то немало статей призваны защитить полицейских от нападок демонстрантов, ну а за проведение несанкционированных демонстраций можно будет надолго загреметь за решетку. Большой интерес у правозащитников вызывает статья о полной свободе вероисповедания. До сих пор неясно, подпадают ли под нее мусульмане, которые решили креститься или перейти в любую другую религию. В соответствии с нынешним законодательством эти люди рискуют угодить в тюрьму на 15 лет, тогда как их убийцы, как правило, остаются на свободе.
Голосуй, баба! Голосуй, дед!
Так почему же египтяне, которые так бодро три года назад выкрикивали «Долой Мубарака!», а затем «Долой власть военных!», в массах поддержали Конституцию ас-Сиси? Опрос, проведенный египетскими правозащитниками среди избирателей, показывает, что огромное большинство не имеет никакого представления о том, что собой представляет новая Конституция и чем она отличается от старой. Скорее голосование «за» означает поддержку нового «сильного человека» и желание поскорее вернуть жизнь в стране в нормальное русло. Египтян сегодня больше волнует политическая стабильность и экономика, нежели права человека, место шариата в законодательстве или роль армии в жизни страны.
Накануне референдума медиакампания «за Конституцию» охватила почти каждое СМИ Египта. Конституцию ас-Сиси благословил главный муфтий страны, который заявил, что «бойкотировать референдум – значит оскорблять ислам». Египетские телеканалы усердно педалировали яркие и трогательные видеоклипы, где дети выпускали на свободу голубей, мужья целовали жен, дедушки объяснили внукам, а внучки бабушкам все плюсы Конституции, и так далее (ролики можно посмотреть здесь).
Около 40% египтян – безграмотны, а вот доступ к «голубому ящику» есть почти у всех, дома или в ближайшем кафе. Поскольку нынешние законы и чрезвычайное положение, введенное в некоторых районах Египта, вполне позволяют закрыть избирательные участки там, где это нужно, или не допустить до голосования неугодные элементы, то было ясно, что противники Конституции останутся в меньшинстве.
Явка избирателей на этот раз превысила 53%. Ровно год назад в похожем конституционном референдуме приняли участие всего 39% избирателей. Так что идеологические противники просто не пришли, а те, кто решил проголосовать, выступили скорее против «Братьев-мусульман» и за ас-Сиси, нежели за ту или иную понравившуюся им статью Конституции. Теперь начинается самое главное. В ближайшие дни министр обороны сложит с себя свои властные полномочия и зарегистрирует свою кандидатуру на президентских выборах, исход которых тоже вполне предсказуем. Так что на Новый год Египет получает приятный подарочный набор – Конституцию и президента в одном флаконе. Говорят, подарки ретро нынче снова в моде.