Очень скоро – предположительно в начале февраля – Центробанк России обнародует «белый список» банков. Если точнее – список 50–60 системно значимых банков. Стоит ли вам сразу же перекладывать деньги из своего мелкого банчка в один из фигурантов «белого списка»? Что будет со ставками по вкладам и надежностью этих вкладов? И что случится с банковским бизнесом после публикации списка? Об этом – в колонке Николая Филипенкова из компании SAS Россия/СНГ.

В первые дни нового, 2014 года Банк России уточнил критерии отбора системно значимых банков, расширив таким образом список кандидатов до полусотни, то есть более чем в два раза. Основные изменения связаны с понижением порога попадания кредитной организации в группу системно значимых банков (СЗБ). Теперь в нее будут включены банки, количественные показатели которых превышают 0,17% от совокупного показателя всех банков (ранее – 0,6%), а также банки, показатели которых ниже 0,17%, но при этом они входят в группу банков, где имеются кредитные организации с результатом более 0,17%. По мнению экспертов, к системно значимым могут быть отнесены около 50 крупных банков, которые охватывают до 80% совокупных активов банковской системы России. Что стоит за этими цифрами и к каким последствиям могут привести нововведения – как для самих банков, так и для нас с вами – простых вкладчиков и заемщиков? Напомним, что в январе 2013 года были обнародованы принципы Базельского комитета по банковскому надзору (Basel Committee on Banks’ Supervision), которые относятся к агрегации (сбору) данных и отчетности по рискам: BCBS-239. Эти рекомендации затрагивают в первую очередь глобальные (Global) и локальные (Domestic) системно значимые банки (соответственно G-SIB и D-SIB), и их предполагается внедрить к 2016 году. Вслед за этим локальные регуляторы (в том числе ЦБ РФ, который уже создал специальное подразделение) начинают разрабатывать соответствующие требования для своих стран. После выпуска первой редакции документа и его обсуждения экспертами регулятор увеличивает в три раза число избранных банков, к которым будут применяться более строгие методы надзора, но даже теперь в этот список попадает существенно меньше 10% их общего количества. Это может иметь серьезные последствия как для всей банковской структуры России, так и для частных граждан. Похоже, что государство готовит «подушку» на случай непредвиденной или неблагоприятной экономической ситуации в стране, цель которой – предотвратить возможный дефолт. Как уже заявили многие официальные лица, Россия вошла в период стагфляции (то есть экономического спада и роста безработицы в сочетании с ростом цен – инфляцией), поэтому Центробанку и государству в целом нужно определиться с приоритетами и четко разграничить те финансовые институты, которые оно будет поддерживать при пессимистичных сценариях развития (то есть неблагоприятных макроэкономических условиях), и те финансовые институты, которые будут предоставлены самим себе. Возможно, одним из следующих шагов ЦБ будет введение для СЗБ российской версии документа BCBS-239 с указанием принципов, качества, оперативности тех данных, которые банки производят «внутри себя» и используют при подготовке отчетов по управлению рисками. Выполнение этих условий может оказаться не по силам или во всяком случае существенным вызовом для тех российских банков, которые будут отнесены к системно значимым. Построение и введение в практику международных норм по управлению рисками займет не один год¸ поэтому уже сейчас многим банкам из списка СЗБ придется сосредоточиться на повышении качества управления данными и отчетности и с этой целью инвестировать в соответствующие системы, привлечение дорогостоящих кадров или их обучение, а также изменение бизнес-процессов.

Что делать банкам?

С одной стороны, включение в список системно значимых потенциально повышает надежность банка и, соответственно, его привлекательность среди населения, поэтому, скорее всего, именно в такие банки клиенты понесут свои средства. В глазах инвесторов привлекательность таких банков также возрастает. Недаром этот список в народе уже называют «белым списком». Вполне возможен следующий сценарий развития событий. Вкладчики, не дождавшись от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) повышения порога «гарантированных» вкладов до 1 млн рублей (напомним, он сохранен на уровне 700 тысяч рублей после банкротства «Мастер-банка», повлекшего значительное расходование резервных средств), начнут массово закрывать счета даже в банках второй сотни и перекладывать средства в СЗБ, рассматривая их как дополнительную гарантию от дефолта. С другой стороны, государство предлагает помощь лучшим банкам не просто так, а в обмен на серьезное ужесточение требований к ним. Банки будут «расплачиваться» сильным контролем со стороны регулятора, большими инвестициями в технологии риск-менеджмента и, вероятно, более низкими ставками по вкладам. Это и понятно – истории с недавним отзывом лицензий у ряда известных банков показали, что созданных к настоящему времени резервов АСВ может оказаться недостаточно, если в неблагоприятную ситуацию попадут сразу несколько банков. Правда, государство уже приняло меры: сейчас АСВ может брать кредиты у Внешэкономбанка. Предприняты также шаги, которые позволят увеличить фонд АСВ. Можно предположить, что таким образом государство пытается повысить привлекательность российской экономики, очищая ее от финансовых институтов, которые не соблюдают закон. У самих банков при таком раскладе может серьезно упасть маржинальность, поскольку требования будут более жесткими. Но, если начнется переток средств физлиц, падение маржинальности может компенсироваться за счет повышения объема операций с физлицами. Это потребует от СЗБ еще больших усилий в плане качества данных и отчетности – это взаимосвязанные тенденции. «Белые банки» получают преимущества с точки зрения поддержки государством, направляя инвестиции в реализацию нормативных документов Банка России. Таким образом, нововведения регулятора могут привести к сосредоточению капитала именно в системно значимых банках. А при совсем неблагоприятной ситуации (кризис, дефолт), скорее всего, требования еще более ужесточатся, и начнется активное слияние банков и, следовательно, еще большая концентрация капитала, при этом список крупнейших банков, акции которых торгуются на международных рынках, может и увеличиться. Вполне возможно, что это будет десяток банков.

Что делать гражданам (вкладчикам)?

Клиенты банка – физлица – должны понимать, что в «белых банках» вполне возможны заниженные ставки по депозитам и повышенные по кредитам, но при этом они становятся более надежными. Таким образом, возникает дилемма для людей: переложить деньги из банка пятого эшелона в системно значимый банк, но при этом получить меньший процент в обмен на гарантию надежности, или оставить все как есть. Страсть к высоким ставкам любой ценой в условиях дефолта грозит таким азартным вкладчикам разорением. Формирование списка СЗБ катализирует ресурсы банка и позволяет наращивать функциональность и качество управления данными. Вполне возможен такой сценарий, когда системно значимые банки могут выступить катализатором передела российского банковского рынка. Фактически, выделение некоторого приоритетного списка так или иначе приводит к тому, что интерес клиентов сосредотачивается в первую очередь на банках этого списка. Нарисуем финальную картину. Более 80% активов банков могут оказаться в руках менее чем 20% банков, как следствие – начнется реальный передел российской банковской системы.