Алексей Улюкаев. Фото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ
В кулуарах международного форума в Давосе министр экономического развития Алексей Улюкаев в интервью агентству «Прайм» рассказал о хитростях госмонополий, о долгожданной приватизации и ослаблении рубля. Slon публикует выдержки из беседы.
Управление госактивами. Эффективно управлять не получается не из-за плохой системы, а из-за большого количества этих самых активов.
«Мы сможем реально управлять активами, когда у нас будет 200–300–400 компаний. Поэтому мы должны провести оздоровление для того, чтобы потом выстроить правильную линию управления. Пока разговор про эффективное государственное управление, если это не разговор про приватизацию, – непродуктивный».
Приватизация. В этом году реальны сделки по продаже «Аэрофлота», «Совкомфлота», Новороссийского морского торгового порта плюс «продолжение истории с ВТБ, первые 5% РЖД и 19% "Роснефти"». Но это вовсе не значит, что их обязательно продадут именно в 2014 году.
«Например, сделка по «Роснефти» отнесена на 2016 год, технически она готова в 2014 году. По некоторым соображениям, в основном фискальным, это в плане на 2016 год».
Издержки монополий. Правительство недовольно темпами сокращения издержек в госмонополиях. Монополисты согласны, что пора брать себя в руки, но им выгодно затягивать процесс.
«Их мотивация состоит в том, чтобы как можно дольше издержки сохранялись: тем легче потом показывать свою эффективность».
Мегапроекты. Подтвердить мысль о том, что сочинские объекты станут драйверами роста, глава МЭР не решился.
«Есть мировая статистика мегапроектов: девять – неудачные, один – удачный. Это очень рискованные мероприятия. Мы довольно осторожно относимся к мегапроектам, особенно таким комплексным».
Девальвация. В прямую зависимость между ослаблением рубля и экономическим ростом Алексей Улюкаев не верит: одним секторам экономики ослабление может пойти на пользу, другим же – навредит.
«Поэтому я противник того, чтобы стимулировать экономический рост через искусственное ослабление цены валют. Но коль скоро сейчас у нас не искусственное, а нормальное ослабление, естественное <…>, то почему бы не получить позитивный эффект через снижение издержек, которые у нас недопустимо высоки, и повышение конкурентоспособности ряда производств? Посмотрим».
Интернет-торговля. Правительство согласилось ограничить беспошлинную интернет-торговлю. Порог ограничения ясен, а вот размер пошлин не называют.
«У нас были разногласия о цене отсечения, но в итоге согласовали цифру в 150 долларов. Были предложения более радикальные, но они, с нашей точки зрения, являются избыточными».
Будущее агропрома. Россия может стать одним из ведущих экспортеров на глобальном продовольственном рынке. Для этого страна в рамках ВТО добивается отмены субсидий по сельскому хозяйству. Экспортировать в основном хотим на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию.
Читайте также – Новый план Минэконома: как спасти российскую экономику →
– Улюкаев на Гайдаровском форуме: «А вы поработать не пробовали?» →
– Улюкаев: отберем у РЖД право менять тарифы? Путин: не надо рака за камень заводить →