Украинский парламент. Фото: Gleb Garanich / Reuters
Мои российские друзья зачастую воспринимают Украину как Россию, но только более бедную, без сырьевых ресурсов. Соответственно, они не понимают многих вещей – в том числе и того, почему у людей по всей стране такая яростная ненависть к режиму, причем не только у сравнительно обеспеченного «креативного класса», но и у бюджетников, у селян, которые в России, как правило, принадлежат к путинскому электорату. Наши страны и системы государственной власти в них действительно очень похожи, но существуют и принципиальные различия, о которых в России обычно и не догадываются. Именно эти отличия позволяют понять многое в природе нынешних киевских протестов.
Отличие №1. Должность – это чистый бизнес
«Ну и что? – спросят в России. – Эка невидаль! У нас тоже чиновники, менты и фээсбэшники идут на госслужбу ради обогащения!» Да, это так, но на Украине это явление существует в еще более утрированном виде. В России вертикаль действует так: ты что-то делаешь на своей должности плюс выполняешь то, что тебе прикажут, а взамен можешь зарабатывать на своей должности деньги. На Украине первая часть этого негласного договора отсутствует. «Геть – чисто», как говорят на Украине. То бишь вообще.
Каждая должность на Украине стоит конкретных денег. И тот, кто заплатил за нее, твердо убежден, что после оплаты она является его частной собственностью, а значит, он волен распоряжаться ею по своему усмотрению. Моему другу, филологу по образованию, писателю и журналисту по прошлой профессии, зарабатывающему деньги сейчас на трейдинге на NYSE и NASDAQ, предлагали должность зама губернатора по ЖКХ. Хотя у него нет ни соответствующего образования, ни опыта работы по профилю, ни стажа госслужбы. Смешной вопрос о том, до чего он может довести своим управлением ЖКХ, даже не рассматривался, так как все понимают, что должность нужна лишь для того, чтобы отбить заплаченные за нее деньги, и навариться сверху.
Это не исключение, а система: нет ни одной госдолжности, кроме считаного количества «зарезервированных только для своих» позиций в высшем эшелоне власти, которую нельзя было бы купить, – вопрос лишь в цене. И из этого вытекает второе отличие.
Отличие №2. Моя должность – это мой бизнес, поэтому зарабатываю, как хочу
Таким образом, любой чиновник, прокурор, мент, судья или эсбэушник – это совершенно независимый частный предприниматель, «купивший патент». Над ним нет начальства. Формально, конечно, есть – но только формально. Если вы купили «патент» и своевременно платите «налоги», то имеете право делать все что хотите. По крайней мере до тех пор, пока кто-то не предложит достойную цену за то, чтобы перекупить ваш патент.
При этом на каждого чиновника, давшего команду замочить, найдется сразу несколько чиновников, которые имеют возможность отмазать. Даже если формально у них есть общий начальник, это ничего не значит, ведь все осознают, что есть понятие «свобода предпринимательства».
Любые согласованные действия возможны лишь при наличии общей выгоды: это может быть раздел прибыли от сделки или услуга в обмен на услуги в будущем. Или, допустим, все заинтересованные лица видят угрозу своему «бизнесу» и временно объединяются, чтобы ее устранить. В остальном – никто никому не указ. А если, скажем, прокурор предъявит судье или эсбэушнику какие-то претензии, те ему резонно ответят, что они «купили патент», вложенные деньги нужно отбивать, поэтому какие могут быть вопросы? И прокурор все поймет, потому что сам такой же. Отсюда третье отличие.
Отличие №3. Деньги = админресурс = деньги
В России если деньги сталкиваются с административным ресурсом, то всегда побеждает тот, у кого круче административный ресурс. У Чичваркина, например, в России не было шансов, несмотря на то, что он человек не бедный. Ибо какая-никакая, а вертикаль.
А на Украине любой вопрос способны «решить» несколько различных ведомств. И если против тебя кто-то использует административный ресурс, то ты за деньги покупаешь себе другой административный ресурс. Возможно, если речь идет о противостоянии лично Януковичу, то тут шансов не будет (я просто подобных кейсов не встречал), но на любых других уровнях это устроено так.
Вам нужно силовое воздействие на оппонента? Забудьте про криминальные группировки, просто купите себе «Беркут». Ваш оппонент уже купил себе против вас «Беркут»? Если у вас есть деньги, то не беда – купите себе прокуратуру или эсбэушников: те возьмут деньги и решат проблему в рамках своих полномочий. Вас заказали прокуратуре или эсбэушникам? Опять же не беда – вы можете купить себе подпись губернатора или министра на приказе об освобождении от должности тех, кто на вас наехал. Или купить нужное решение суда – судьи ведь тоже все покупали свои должности, и им тоже нужно отбивать вложения в свой «патент».
Деньги и админресурс – вещи, свободно конвертируемые друг в друга. Админресурсы конкурируют друг с другом за деньги. Имея деньги, можно в каждом конкретном случае купить себе необходимый админресурс. А имея админресурс, можно продать его за деньги. Никакого всемогущего админресурса на Украине нет (кроме, возможно, админресурса лично Януковича).
Отличие №4. Смотрящие
Таким образом, система государственной власти на Украине приватизирована. Только, в отличие от России, тут нет одного контролирующего акционера, а пакеты акций сильно раздроблены. Впрочем, держатели достаточно крупных долей все же существуют. До блокирующего пакета они не дотягивают, но все же их админресурсы сильнее админресурсов более мелких акционеров. Такие люди называются на Украине смотрящими.
В отличие от прочих «акционеров», они не занимают официальных должностей. Если сравнивать с российской системой власти, то они как полпреды в федеральных округах, только неофициальные. У них есть всего две «должностные обязанности»: повышение собственного достатка и повышение достатка «семьи» (Януковича, естественно). К смотрящему на доклад ходят все чиновники его «округа», который может состоять из одной или нескольких областей, – от губернаторов до начальников местных управлений МВД и СБУ и председателей областных судов.
Бизнес у смотрящих довольно бесхитростный. Все, что им нужно, – это приглядеть привлекательный актив и сделать его собственникам предложение, от которого они не смогут отказаться (и от которого большинство таки не отказываются). Нужно также подобрать и расставить своих людей на хлебные госдолжности, согласовав разделение этих должностей с другими группами влияния, ведь «свободу предпринимательства» для купивших «патент» никто не отменял. Ну и, конечно, приторговывать вверенным админресурсом.
В Одессе, например, смотрящим поставлен 49-летний «авторитетный бизнесмен» Иван Иванович Аврамов. Если почитать комментарии на одесских новостных ресурсах или сообщения на одесских форумах, то можно довольно часто встретить в обсуждениях упоминание некоего «Иван Иваныча». Одесситы не переспрашивают кто это такой, так как прекрасно знают, о ком идет речь.
Знакомы с Иван Иванычем и бывшие акционеры крупнейшего рынка Украины «7-й километр», который находится под Одессой. Осведомленные источники рассказывают, что после разгона «Черкизона» и вынужденной эмиграции из России этот актив решил приобрести бывший владелец «Черкизона» Тельман Исмаилов. За помощью в приобретении он обратился именно к Аврамову с друзьями, а уж они сделали акционерам рынка предложение, от которого нельзя было отказаться.
Почему я рассказываю именно эту историю? Потому что она наглядно демонстрирует, что на Украине все же нет всемогущего админресурса. Почти все акционеры согласились с предложением Иван Иваныча и продали свои акции по заявленной покупателями цене. Почти все, но не все. Один акционер, владевший менее 10% акций рынка, встал в позу и заявил, что либо у него покупают акции по предложенной им цене, либо они не продаются в принципе. Его спросили: «Надеемся, ты понимаешь, что за этим последует?» На что человек ответил: «Понимаю, но гарантирую, что и вы тоже горя хлебнете». Смотрящие подумали, оценили степень сопутствующих хлопот, и в итоге согласились на его условия.
Отличие №5. Права не бывают бесплатными
Как метко заметил один мой товарищ, степень бардака и коррупции на Украине такова, что это начинает напоминать равенство всех перед законом. Даже если против тебя применяется админресурс, который поворачивает закон в одну сторону, ты, обладая деньгами, можешь купить себе другой, который развернет закон уже в твою сторону.
Это, однако, не относится к подавляющему большинству обычных людей на Украине, которые не обладают ни админресурсом, ни деньгами для его покупки. Если в России чиновники будут с видимым неудовольствием футболить по инстанциям того, кто требует соблюдения своих прав, но в лицо – не пошлют, то на Украине на такого чудика с удивлением посмотрят и прямо спросят его: «А ты разве заплатил мне за то, чтобы я соблюдал твои права?»
Это касается всего – от работы милиции и прокуратуры до работы государственных больниц, школ и детских садов. Права есть только в том объеме, в котором ты согласен их оплатить. Нет денег – нет ни малейших прав.
Если у тебя есть деньги, то жить в таком обществе, может быть, даже в какой-то степени удобно. Но если денег нет, то добиться соблюдения своих прав возможно только такими способами, как во Врадиевке. Там двое милиционеров, один из которых – родственник областного прокурора, изнасиловали и попытались убить местную жительницу, но она тем не менее выжила, доползла до села и рассказала о случившемся односельчанам. Поначалу начальство милиционеров заявило, что это все вранье и милиционеры находились в это время в РОВД, но преступников в погонах удалось привлечь к суду после того, как разъяренные жители села окружили и сожгли РОВД. Точно так же – прямым действием – люди пытаются добиться соблюдения своих прав, баррикадируясь на Майдане.
И лично я уверен, что «Беркут» на Майдане так озверел именно потому, что из-за «этих проклятых евромайдаунов» они вынуждены уже третий месяц не отбивать свой «патент», а нести службу по охране украинской власти. А это – жестокий удар по карману каждого беркутовца.