Ирина Яровая. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Госдума, «Единая Россия» в ее составе и патриотическая платформа в составе партии созрели. Время принимать проект, который пять лет пылился на полках цитадели законотворчества, настало. Именно так, очевидно, следует понимать резкую активизацию депутатов и их соратников-общественников, которые собрались сегодня на Охотном Ряду с тем, чтобы горячо одобрить эту актуальную, как никогда, инициативу. «На протяжении этих лет мы накопили только дополнительные доказательства того, что закон нужен. Мы не приобрели опыта, который бы подтвердил, что нет необходимости его принимать. Украина – самый яркий, вопиющий пример, когда во весь рост встают силы фашизма, национализма», – объяснила тем, кто еще не понял всю остроту проблемы, глава партийных патриотов Ирина Яровая.
Первоначально обсуждались две версии будущего закона о внесении новой статьи в Уголовный кодекс РФ. Первая – короткая: «Одобрение или отрицание установленных приговором Нюрнбергского трибунала преступлений нацизма против мира и безопасности человечества». Вторая – расширенная: «Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала, одобрение преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны, соединенных с обвинением в совершении преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала, совершенные публично».
Выбор был сделан в пользу расширенного варианта, несмотря на то что участники дискуссии мало касались непосредственно законопроекта, зато много клеймили, преимущественно внешних врагов. Идея наказывать сторонников фашизма и нацизма была сразу признана неприкосновенной. Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций причислил проект к святыням: «Наш закон автоматически связывает неонацистов во всем мире – прежде всего в соседних странах. Они также подлежат наказанию, несмотря на то что они не наши граждане. Это – заповедь XXI века. Нужно, чтобы в церквях, синагогах, мечетях ее постоянно повторяли. Это не начало цензуры, это просто конец попустительству преступлений против нашего будущего!»
Более глубоких причин Энгель видит две. Первая – подорвать авторитет России, ее внешнеполитические позиции в мире, подорвать идеологию. Вторая – внутриполитическая. Героизация нацизма, по оценке Энгеля, свойственна странам, которые в годы Второй мировой войны либо воевали на стороне гитлеровской Германии, либо там был существенно распространен коллаборационизм. Поэтому сейчас их цель – ассимиляция, когда национальным меньшинствам (в первую очередь русским) прививают комплекс неполноценности. Уголовное наказание за героизацию нацизма В.Энгель считает абсолютно необходимым: «Что толку, что мы запретим какие-то книжки? Появятся в самиздате, посмотрите, что делается в интернете. Молодежь не читает книжки – она сидит в интернете. Конституции и 282-й статьи недостаточно, нужен закон о героизации нацизма», – заключил докладчик.
Как выяснилось, журналиста смутили расплывчатые формулировки: «Что такое одобрение? Если я зааплодировал в кинотеатре, когда там появились актеры в фашистской форме, – я одобрил или нет? Кто пойдет по этой вашей статье? Известные люди, которые одобрят (или сделают вид, что одобрили), и дальше лучшие адвокаты будут публично размазывать не только авторов этой новой статьи, но и саму позицию, саму платформу, ту позитивную, патриотическую, о которой мы говорим», – пытался показать несовершенство законотворческого замысла Третьяков.
Еще несколько участников посчитали своим долгом пристыдить несанкционированного критика. Все остальные были единодушны либо, оценив риски оказаться непонятыми, сделали вид, что полностью и безоговорочно соглашаются. В профильный комитет проект закона о введении уголовной ответственности за реабилитацию нацизма будет внесен в ближайшее время.