Олег Кашин. Фото: Андрей Стенин / РИА Новости

Журналист Олег Кашин просит главу Следственного комитета Александра Бастрыкина возбудить уголовное дело по факту создания и деятельности экстремистского сообщества, причастного к нападению на него в 2010 году. По мнению Кашина, новые факты, открывшиеся благодаря расследованию «дела Боевой организации русских националистов», подтверждают первоначальную версию журналиста и его защиты о причастности к нападению на Кашина активистов прокремлевских молодежных структур. В экстремистскую группу, по мнению Кашина, входят бывший глава Росмолодежи Василий Якеменко, лидер «силового крыла» «Наших» Роман Вербицкий, экс-лидер люберецкого филиала движения «Местные» Леонид Симунин, футбольный фанат Василий Степанов, один из руководителей «Местных» Сергей Никулкин. Журналист просит возбудить в отношении них уголовное дело по ст. 282.1 УК РФ – организация и участие в экстремистском сообществе. Кроме того, Кашин просит соединить новое уголовное дело с делом о нападении на него и передать объединенные дела следователю Игорю Краснову – тому самому, который раскрыл дело Тихонова – Хасис, а сегодня ведет «дело БОРН».

«На сегодняшний день информация, размещенная в СМИ, фактически подтвердила мою версию о наличии экстремистской группы, которая совершила нападение на меня. Я несколько лет назад не раз заявлял следователю о возможности покушения на меня членами именно этой группы, – сообщает Кашин в заявлении. – В течение двух последних лет органы следствия и ФСБ России фактически бездействовали и не предпринимали действенных мер по раскрытию покушения на меня. Такое халатное отношение к расследованию уголовного дела вынуждает меня обратиться к Вам лично», – пишет он Бастрыкину.

О бездействии следователей и ФСБ журналист рассказывал и ранее, в том числе в интервью Slon. В начале осени 2011 года, как говорится в заявлении, сотрудники ФСБ при личной встрече открытым текстом объяснили ему, что расследование больше не ведется, потому что «в деле замешаны влиятельные люди». В августе 2012 года Кашин самостоятельно нашел в интернете фото одного из предполагаемых участников нападения и передал его следователю Вадиму Соцкову, но никаких мер за этим не последовало. В феврале 2013 года на очередной встрече со следователем Кашин поинтересовался о допросе Романа Вербицкого. Следователь, ссылаясь на оперативников ФСБ, сказал, что они хотели бы с ним поговорить, но не могут его найти. Как раз накануне встречи со следователем знакомый сообщил Кашину, что Вербицкого несколько раз в неделю видят в одном заведении, – журналист передал эти сведения Соцкову, но Вербицкого так и не нашли.

«Все основные новости, которые могут помочь следствию, следователь узнает от меня. Это я прочитал в новостях, что Роман Терюшков стал вице-мэром Балашихи, это я нашел селигерского охранника, похожего на фоторобот нападавшего на меня, среди участников странной драки с Сергеем Удальцовым на площади Революции зимой 2012 года», – пишет Кашин. На последней их встрече в августе 2013 года, по словам Кашина, на вопрос о перспективах раскрытия преступления Соцков ответил: «Мы надеемся на какую-нибудь счастливую случайность». Кашин и его адвокаты не раз просили организовать встречу с оперативными сотрудниками, но те отказывались, так как «обиделись» на журналиста за публичную критику их действий, говорится в заявлении.

В феврале 2014 года, когда полным ходом шло расследование «дела БОРН», Кашин попросил следователя и оперативников обратить внимание на возможную связь между убийцами адвоката Маркелова и нападением на журналиста. Следователь письменно ответил, что эти дела проанализированы и изучены, но показания фигурантов «дела БОРН» подтверждают, что это не так, настаивает Кашин. «Именно по тем делам получены данные, позволяющие утверждать, что нападение на меня совершили члены экстремистского сообщества», – пишет он.

Адвокат журналиста Рамиль Ахметгалиев сказал, что заявление на имя Бастрыкина будет направлено на этой неделе. «Соответствующую версию с описанием состава предполагаемой группы мы сообщали следователям еще в 2012 году и просили проверить, приводя доводы и факты. Люди, допрошенные по «делу БОРН», подтверждают нашу версию 2012 года. Если есть зацепка, ее всегда надо проверить, а тут такое хамское игнорирование», – возмущается защитник. По мнению Ахметгалиева, если передать «дело Кашина» следователю Краснову, оно может сдвинуться с мертвой точки. «Он замечательный специалист, идеальный следователь для нашего дела, который специализируется на этих экстремистских группах и владеет обобщенной информацией по этой конкретной группе», – уверен адвокат.

Две недели назад Кашин проиграл суд с ФСБ по иску о бездействии, но новости по «делу БОРН» позволяют снова поднять этот вопрос, считает он. «Собственно, чем интересна история Тихонова и Горячева – это редкий, может быть, даже пока уникальный случай, когда есть доказательства связи между сурковскими молодежными движениями и людьми, совершающими тяжкие уголовные преступления. Поэтому я возлагаю надежды на дальнейшее развитие дела Горячева – если распутывать эти связи, то вполне может быть, что всплывут и исполнители покушения на меня. Я много раз говорил, что считаю очень вероятной версию причастности прокремлевской молодежи к покушению на меня, и когда я вижу новости о причастности прокремлевской молодежи к другим преступлениям, мне это кажется очень интересным именно с точки зрения моего дела», – пояснил сам Кашин.