Москва. 2 октября 2012 года. Члены казачьих обществ во время несогласованного митинга у ЦСИ «Винзавод», где проходила выставка «Духовная брань». Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Фадеичев
Казаки протестовали у офиса «Дождя», возмущенные показом интервью с Тягнибоком. Комитет по помощи Евромайдану пожаловался на визит в его офис группы казаков, устроившей там мини-погром. В 2012 году московские казаки сорвали выставку «Духовная брань» в галерее «Винзавод» и отметились в ряде других подобных акций, включая поездку на борьбу с геями в Петербург в 2013 году. Тем не менее в представлении среднестатистического москвича казаки остаются чем-то вроде ряженых – весьма беспокойных, но в целом довольно безобидных, немногочисленных и маргинальных.
Однако представление это весьма далеко от истины, как увидим далее. Но сначала немного уточним терминологию. В Москве действуют филиалы целого ряда казачьих войск, например Оренбургского, но это все же «законная» территория отдельного реестрового войска – Центрального казачьего (ЦКВ). Его появлению никак не мешал тот факт, что столица и ее окрестности никогда не входили в число земель исторического расселения казаков. Как говорится, если очень хочется, то многое можно.
Юго-Восточная Сечь-префектура
Самые прочные позиции у казаков в Москве – в Юго-Восточном округе. Это не потому, что он расположен ближе всего к Дону и Тереку, и не потому, что его карта пестрит названиями бульваров и улиц вроде Ставропольская, Новороссийская или Новочеркасская. Просто бессменный (с 1991 года) префект округа Владимир Зотов – сам казачий полковник и главный советник войскового атамана ЦКВ Валерия Налимова. Подобное сочетание должностей во власти и в казачьих войсках для ЮВАО, судя по всему, дело обычное. В ЦКВ на высоких должностях состоят замы и советники префекта, главы управ и муниципалитетов. Более того, они часто и возглавляют на местах казачьи структуры.
Так, глава муниципалитета района Рязанский (а ранее, с 1999 по 2013 годы, – глава управы того же района ) Анатолий Евсеев одновременно – казачий полковник и атаман станичного казачьего общества (СКО) «Новорязанское». Глава муниципального собрания того же района (в прошлом – замглавы его управы) Виталий Турчанинов – заматамана в чине подъесаула. Очевидно, неслучайно в районе Рязанский в сентябре 2011 года создается первая казачья дружина Москвы, легально занявшаяся поддержанием порядка на улицах в статусе добровольной народной дружины при МВД.
«Народная дружина, организованная из станичников, сейчас поддерживает спокойствие сразу в двух районах, тесно сотрудничая с органами полиции, – сообщает сайт районного казачьего общества (РКО) «Юго-Восток», в состав которого входит СКО «Новорязанское». – На маршруты казаки-добровольцы выдвигаются ежедневно, поэтому здесь народ уже привык к казачьей форме».
Инициатива патрулирования улиц в форме и с нагайками в 2012 году была распространена и на другие районы ЮВАО: Кузьминки, Люблино и Марьино. Позже к ним добавились Текстильщики и Печатники. Патрульные казачьи дружины насчитывают от 10 до 50 человек. «Инициатором появления таких дружин выступил префект ЮВАО Владимир Зотов», – сообщают журналисты. В прочих округах формирование таких дружин началось лишь в сентябре 2012-го и вдохновлялось успешным опытом ЮВАО, где реализацией проекта занимался атаман РКО «Юго-Восток» Сергей Шишкин. Его мы еще не раз встретим далее по ходу повествования.
4 ноября 2013 года, когда по улицам столицы обычно проходят Русские марши, казаки ЮВАО решили провести свой собственный – с атаманом-префектом и концертом. «Организованной колонной несколько сотен казаков, облаченные в свою форму, с транспарантами и флагами под сопровождение духового оркестра прошли по территории района Кузьминки», – повествует сайт управы Люблино, сопровождая рассказ красочными фото. Завершился «казачий марш» на площади Славы у метро «Кузьминки», где со сцены людей в сине-красной форме приветствовали руководитель находящегося там же Губернского театра артист Сергей Безруков и, конечно, префект-казак Зотов.
Там же, в Кузьминках, в 2002 году было открыто государственное образовательное учреждение Казачий кадетский корпус. Обучается там 270 человек. Кстати, в Ростовской области, включающей в себя коренные земли старинного Войска Донского, таких бюджетных заведений всего четыре. «Идея его создания, – сообщает директор корпуса, – принадлежит префекту Юго-Восточного округа Москвы Владимиру Зотову. Становление корпуса проходило при его активном участии и поддержке».
Добавим к этому, что на различных официальных праздниках в ЮВАО выступают в основном казачьи фольклорные коллективы, а на местных рынках развешивают флаги с надписью «Охраняется казаками», и картинка этакой «маленькой Кубани», где в Кущевском районе родился бессменный префект ЮВАО Зотов, будет более-менее полной.
Атаман Левичев
Долгое время эта казачья самодеятельность не вызывала особого интереса в Кремле и на Тверской. Ну балуются и балуются. Все резко изменилось в начале 2012 года. На носу выборы муниципальных депутатов, а принадлежность к партии власти грозила кандидату уже не уверенной победой, а заведомым провалом. Ряды претендентов спешно комплектовались уже из числа различных молодогвардейцев, бюджетников и прочих. Но что же может быть лучше, чем казак в форме? Вот вам и патриотизм, и традиции, и никакой тебе «Единой России».
При этом вся казачья структура жестко встроена в вертикаль власти, кандидаты имеют связи со своими вышеописанными коллегами в управах и префектуре, есть и готовый агитировать за них актив в лице дружинников. В итоге из 94 выдвинувшихся в депутаты казаков 42 прошли в муниципальные собрания. 25 из них (более половины) – в Юго-Восточном округе. Это 15% его мундепов. В Люблино, где находится штаб-квартира РКО «Юго-Восток», казаки вообще составили крупнейшую фракцию в районном собрании – девять из двадцати депутатов. Один из депутатов – атаман Шишкин , на чьи плечи и легла практически вся нелегкая предвыборная работа ЦКВ.
Успех на выборах РКО «Юго-Восток» был оценен на самом высоком уровне. Поэтому неудивительно, что в августе 2013 года в предвыборном штабе Николая Левичева журналисты обнаружили следующее: «В приемной выступает Вячеслав Душенко, член бюро Совета московского отделения «Справедливой России» и по совместительству заместитель атамана Центрального казачьего войска. Для кампании Левичева казаки организовывали предвыборные митинги и пикеты, раздавали листовки, курировали работу колл-центра и юридической консультации». То есть фактически взяли на себя всю организационную деятельность кампании.
Работа на «кандидата с болгаркой», судя по всему, не прошла незамеченной. Не иначе как по странной случайности, но в тот же день, когда журналисты описывали бурную деятельность казаков в штабе Левичева, телеканал мэрии обнародовал заявление атамана Шишкина о том, что Центральное казачье войско решило создать в ЦАО и ЮВАО сеть из 10 заведений казачьего фастфуда. Видимо, у казаков синхронно открылись таланты бизнесменов и немалые финансовые возможности, ибо на запуск такой сети потребовалось бы минимум 10 млн рублей. В Департаменте торговли мэрии сразу сообщили, что готовы предоставить казачьим бистро льготы по аренде и налогообложению.
Участвуют станичники и в утверждении в столице «духовных скреп». Например, в 2013 году на слушаниях по выделению участка под храм в Бабушкинском районе активнейшую деятельность по пробиванию нужного РПЦ решения вели местные «хуторяне», прямо в форме и папахах. Весной того же года казачий священник Дмитрий Ненароков – он же один из главных советников войскового атамана ЦКВ Налимова – организовал для съезжавшихся из разных районов Москвы станичников и православных спортсменов уличные молебны в Гагаринском районе, что в итоге привело к задержаниям собравшихся ОМОНом. И это лишь наиболее громкие из примеров деятельности казаков в подобных вопросах.
Отдельно стоит упомянуть охрану ими храмов, поставленную прежде всего в том же ЮВАО. «Более 200 казаков вышли на дежурство в Рождество во всех храмах Юго-Востока столицы для охраны правопорядка», – сообщил в январе сайт местной префектуры.
Казаки специального назначения
Сколько же всего людей в подобных казачьих формированиях по Москве? Только в Московском городском казачьем войске, представляющем собой московскую структуру ЦКВ, – шесть сотен по 150 человек. Это без столичных представительств прочих казачьих войск. Выходит более тысячи готовых встать под ружье мужчин в униформе.
Какая-то часть бойцов этих «сотен», видимо, оформлена в качестве охранников – благо еще в 2012 году был принят закон, позволяющий создавать чисто казачьи ЧОПы. Неслучайно, когда в 2013 году зашла речь об открытии сети казачьих бистро в столице, атаманы сообщили, что в услугах охраны со стороны они не нуждаются – у них есть свои, казачьи секьюрити.
Уровень подготовки таких чоповцев может быть вполне серьезен. На существующих в Москве курсах станичников обучают рукопашному и ножевому бою на уровне спецназа. «Офицеров и курсантов казачьих войск мы учим здесь боевому ремеслу, ближнему бою холодным оружием. Холодное оружие – штатное: нож разведчика, штык-нож, короткий клинок. Это заточенная пехотная лопатка, любой дрын в руках, пистолет, используемый как кастет, мобильный телефон, взятый в руку», – пояснял один из тренеров, уже упомянутый ранее священник Дмитрий Ненароков, преподающий и в Московском пограничном институте войск ФСБ. Один из его тренировочных центров действовал не так давно в Сокольниках, другой – в казачьем кадетском корпусе в Кузьминках.
Другой уровень подготовки – оборона или захват зданий вооруженной группой, минирование и прочее. Многочисленные отчеты о подобных тренировках можно найти в Интернете: «Саперная группа выставляет мины, растяжки… бухнул (выстрелил. – Slon) макет (видимо, учебный или страйкбольный вариант. – Slon) гранатомета». Все по-серьезному, «в обстановке, приближенной к боевой». Один из участников подобных тренировок – действующий с 2004 года в столице кубанский казачий Московский отряд специального назначения имени Александра Невского. Как указано на его странице в соцсетях: «Отряд является не произвольно набранным контингентом, а особым, элитным формированием, «казачьим спецназом»… Костяк его составляют участники войн и военных конфликтов, заслуженные ветераны спецназа, пограничных войск».
В этом длинном списке казачьих организаций и бизнесов не хватает, на мой взгляд, только какого-то эффективного пиар-агентства, где крутые специалисты занимаются тем, что формируют в глазах общества облик казаков как потешных плясунов в форме. Специалисты, благодаря которым вся эта огромная и разветвленная казачья империя остается невидимой для большинства москвичей.