Экстренное заседание глав МИД стран Евросоюза в Брюсселе. Фото: Reuters

Вчера и сегодня во многих столицах идут обсуждения украинского урегулирования. Любые сообщения на эту тему вызывают большой резонанс. А таких сообщений пока немного: сформирована группа из трех министров МИДов Германии, Франции, Польши, и 20 февраля они несколько часов обсуждали с Януковичем «дорожную карту» выхода из кризиса. Путин назначил Владимира Лукина спецпредставителем. Госдеп США заявил, что позиция России по Украине непрозрачна. На российском телевидении Жириновский призывает вводить в Киев русские танки. Медведев и Песков 20 февраля сделали малозначительные заявления, не проясняющие российской позиции. 21 февраля распространено заявление администрации Обамы о том, что Янукович должен оставаться президентом на переходный период. Это заявление – жест поддержки «дорожной карты» трех европейских МИДов. В ней тоже предлагается, чтобы Янукович оставался президентом до конца 2014 года и сам провел конституционную реформу и досрочные выборы.

Действия Януковича и его штаба с первых дней кризиса были ошибочны, непоследовательны и в результате – преступны. Нет сомнений в том, что следующая украинская власть будет судить тех, кто отдал и осуществлял приказ о силовой операции на Майдане в ночь с 18 на 19 февраля. Но это будет позже. А сейчас надо отдавать себе отчет, насколько проблематичной является перспектива украинского урегулирования вообще.

Еще месяц назад, когда штаб Януковича впервые заговорил о введении ЧП, глава украинской стрелковой ассоциации предупредил, что на руках у украинцев находится около 400 тысяч единиц легального огнестрельного оружия. Кроме того, структуры Януковича не смогут полностью контролировать склады оружия на всей территории Украины. События 18–19 февраля уже показали, как быстро украинцы могут превратиться из «мирно протестующих» в вооруженных повстанцев. За пять месяцев ситуация прошла два важных этапа. На первом этапе – до декабря 2013 года – Кличко, Тягнибок или какой-то альянс депутатов Рады еще могли выступать в качестве хотя бы какого-то инструмента влияния на «Правый сектор». На следующем этапе эта возможность уже была утрачена. Теперь же – после бойни на Майдане – уже и лидеры «Правого сектора» не являются людьми, полностью контролирующими активное сопротивление.

Политическое урегулирование, остановка эскалации насилия упирается теперь в вопрос о влиянии: так называемые лидеры оппозиции не могут повлиять на низовое сопротивление, которое уже шире «Правого сектора» и не контролируется и им. 

И именно это ставит в эти дни все дипломатические ведомства и международные организации, все мировые столицы перед трудной проблемой: тот, кто активно вмешается первым и возьмет на себя миссию урегулирования, окажется заложником ситуации, при которой эскалацию насилия не удалось остановить. Европа напрямую не может вести переговоры с «Правым сектором». Это должен делать кто-то из самих украинцев. А кто? Теперь уже таких политических субъектов нет. Предложение Евросоюза и США провести досрочные выборы в декабре ситуацию не спасет: за десять месяцев на Украине снизу сформируется нечто типологически сходное с ирландской ИРА, в отношении которой потом европейским лидерам придется 20 лет заниматься вопросом об отказе от вооруженной борьбы в пользу политического урегулирования. 

Янукович рассчитывает, что ему удастся совместить введение чрезвычайного положения и согласие на «дорожную карту» Евросоюза о досрочном уходе в декабре. Но это очередная безумная ошибка. Как и все предыдущие действия Януковича, этот расчет является следствием слепоты и неспособности видеть ситуацию на несколько месяцев вперед: и ЧП, и десятимесячная «дорожная карта» будут сопровождаться быстрым переходом от эпизодических актов насилия к организованному вооруженному сопротивлению. Ящик Пандоры Янукович уже открыл. Все гайки он уже сорвал. 220 депутатов Рады 20 февраля все-таки продемонстрировали понимание, что так называемая «антитеррористическая операция» вызовет всплеск сопротивления, который никто контролировать не сможет.

Европе невыгодно глубоко заходить в украинское урегулирование, поскольку придется потом тащить на себе весь долгий груз проблем, связанный с маховиком внутриукраинского конфликта. При этом и Вашингтон и Евросоюз не хотят вступать в конфликт с Кремлем по поводу Украины. Ситуация трудная: Кремль не может быть участником публичного процесса урегулирования вместе с европейцами. Но и самостоятельно у Путина нет хороших инструментов для участия в этом процессе. Ему остается просто ждать, когда европейские усилия зайдут в тупик, а Янукович доведет ситуацию до полной катастрофы и возникновения инфраструктур Украинской республиканской армии. 

Хорошего пути остановить разрастание гражданского конфликта и эскалацию насилия в 2014 году на Украине теперь уже нет. Теперь уже можно только выбирать из худшего, считая не бонусы, а величину издержек. Самый короткий путь к гражданскому миру – это немедленный уход Януковича и досрочные выборы под контролем международного альянса. Причем с участием в этом альянсе не только Германии, Франции, Польши и США, но и России. Но вероятность такого сценария мала. Будет реализовываться слабый сценарий с участием Штайнмайера. 

Что касается Вашингтона, то не приходится сомневаться в том, что в администрации Обамы есть люди, которые советуют как раз и оставить всю ситуацию Путину. С расчетом на то, что при введении ЧП и эскалации насилия Путину придется поддерживать «антитеррористическую операцию» Януковича не только риторически, но и кадрами, и взаимодействием спецслужб. А это будет означать участие русских в подавлении украинских повстанцев. Понятно, что в Вашингтоне есть люди, которые могут только мечтать о такой информационной повестке на 5–10 лет вперед. Да и в Москве есть безумцы, которые мечтают о необходимости российского силового участия в януковичском ЧП. 

Здравомыслие подсказывает: мы должны ожидать в ближайшие дни появления новой большой публичной коалиции украинских политиков, предпринимателей, деятелей культуры – не менее 500–1000 публичных фигур, – которые не только выступят с заявлением о необходимости немедленного ухода Януковича, но и возьмут на себя ответственность за переходный период, за умиротворение тех, кто готов к вооруженной борьбе. Если этого не последует, важным и весьма проблемным субъектом европейской политики на ближайшие 20 лет станет Украинская республиканская армия.