Фото: ИТАР-ТАСС / Алексей Павлишак
Украинская гривна оказалась под колоссальным давлением в свете массовых волнений на Украине, потеряв за последние несколько дней свыше 10% в паре с долларом США и евро. Переломным моментом в конфронтации стала новость об уходе теперь уже бывшего президента Виктора Януковича в отставку. Еще до начала этого противостояния и конфликта элит гривна медленно теряла позиции, причем снижение действительно было весьма скромным, учитывая тревожные основные показатели страны: огромный дефицит баланса текущих операций, который по итогам 2013 года превысил 8% от ВВП, и стремительно сокращающиеся резервы Национального банка Украины (НБУ), размер которых на конец января составил лишь около 10% от ВВП, или $18 млрд. Только за прошлый месяц резервы упали на $2,5 млрд, а по итогам февраля потери будут еще больше. Сейчас НБУ вынужден урезать затраты на поддержание курса гривны, чтобы сохранить последние резервы, а весь мир гадает, произойдет ли в стране дефолт. В этом году Украине предстоит выплатить $13 млрд. Неопределенность усиливается на фоне ухода Януковича, который был «главной надеждой» плана России, нацеленного на удержание Украины в сфере влияния РФ. По большому счету, отказ Януковича от ассоциации с ЕС в последнюю минуту и присоединение к новому Таможенному союзу в ноябре прошлого года разжег конфронтацию между президентом и правительством. В декабре Россия предложила Украине финансовую помощь в размере $15 млрд, однако быстрая отставка Януковича уменьшает возможности и легитимность дальнейших предложений помощи Россией, сейчас ее действия на Украине в значительной степени скомпрометированы. Тем временем США, страны ЕС и другие государства предложили Украине свою помощь, но насколько эффективно она может быть использована и в какой степени новое временное правительство Украины сможет ее принять, не спровоцировав враждебной реакции со стороны России? Сейчас страна движется по пути формирования временного правительства – выборы запланированы на конец мая, но недавние столкновения нанесли серьезный урон экономике страны, и риск обострения проблем с Россией достаточно велик и вполне может претвориться в жизнь, если в данной ситуации Украина решит обратиться за прямой помощью к Западу, а не к Востоку, что, скорее всего, и произойдет. Если дефолт действительно случится, Украина будет временно изолирована от долговых рынков, и я надеюсь, что власти пойдут дальше и объявят дефолт по всей непогашенной задолженности – это будет самый быстрый способ осуществления реструктуризации, после которой можно будет продолжать путь вперед. Данный метод будет болезненным в краткосрочной перспективе, но в случае оперативной политической стабилизации Украина сможет привлечь к себе колоссальные притоки инвестиций, поскольку украинские активы будут выглядеть очень дешевыми после девальвации, а экспорт получит толчок на фоне низких внутренних базисных цен, и тогда дефицит баланса текущих операций быстро перейдет в профицит.
В условиях такой неопределенности относительно будущего Украины очень сложно давать прогнозы по движению гривны. Тем не менее я считаю, что к концу 2014 года доллар будет стоить 10,5–11 гривен, а евро – 12,5–13 гривен. Такой курс вероятен при любом развитии событий, поскольку давление на валюту огромно из-за указанной неопределенности, дефицита текущего счета, быстро тающих валютных резервов и сомнений в возможности управления украинским долгом. Если Украина объявит дефолт по своим долгам, курс взлетит гораздо выше моих прогнозов, но затем вернется в обозначенный диапазон, при условии стабилизации политической ситуации.
В долгосрочной перспективе я не думаю, что Украина сможет много достичь на пути евроинтеграции, сохранив при этом свои нынешние географические границы. К тому же я сильно сомневаюсь в том, что США или ЕС считают союз с Украиной достаточно веским поводом для серьезного обострения конфронтации с Россией. Все разногласия относительно того, с кем будет «дружить» Украина в будущем, на совести самих украинцев, и, если поднимет голову новое народное украинское сопротивление, выступающее за интеграцию в рамках Евразийского таможенного союза, ситуация для страны в целом будет крайне нестабильной, что грозит валюте существенной девальвацией гораздо ниже моих прогнозов. Если же политическим силам удастся найти компромиссное решение, которое удовлетворит обе стороны и сохранит потоки российского газа и финансирования, угроза сильного падения валюты отступит.
Источник: finance.yahoo.com