С понедельника сотрудники брокерских компаний работают в поте лица – заявок на открытие счетов, консультаций специалистов стало очень много. Посещаемость интернет-ресурсов, например, нашей инвестиционной компании выросла в 1,5–2 раза, число заявок на покупку акций от новых клиентов – в 5 раз. Между тем мы, напротив, ждали распродаж – но этим занимались как раз только крупные клиенты. Ситуация чем-то напоминает 2008 год. Тогда рынки стремительно рушились, инвесторы в прямом смысле теряли состояния, царила паника, а в брокерские компании между тем шли новые клиенты. По официальной статистике Московской биржи, пик роста уникальных счетов в системе торгов пришелся на сентябрь – декабрь 2008 года – период времени, когда индексы падали на 15–30% в месяц. С января по август того злополучного года в месяц на рынок выходило 9–11 тысяч клиентов. В сентябре 2008-го фондовый рынок упал на 25%, а число новых счетов увеличилось на 20 тысяч. В следующем месяце, октябре, был поставлен символический рекорд – 26 тысяч новых счетов. В результате на обвале рынка несколько тысяч россиян купили акции Сбербанка по цене ниже 30 рублей (сейчас цена – более 80 рублей), «Лукойла» – по 1 тысяче рублей (сейчас – более 1800 рублей), «Норильского Никеля» – в районе 2 тысяч рублей (сейчас – почти 6 тысяч рублей). Получается, что такой подход оправдан. Скептики скажут, что до уровней 2008 года еще очень далеко. Но, с другой стороны, если отдисконтировать текущий индекс ММВБ на инфляцию за 5 лет (согласен, подход грубый, но все же показательный), то вместо 1340 пунктов мы получим около 800. Это уровень, который был достигнут в октябре 2008 года. Получается, что мы вроде как уже на дне и падать дальше особенно и некуда.
Получится ли заработать?
Получится ли у тех, кто входит в российские акции сейчас, заработать столько же, сколько заработали те умники, которые входили в рынок в 2008 году? Вероятнее всего, да, но это не главный вопрос. Гораздо важнее – за какой срок и не упадет ли рынок еще сильнее. Увы, вряд ли стоит сейчас ждать легких и быстрых денег, ведь политическая и экономическая неопределенность сохраняется и очевидно, что быстро не исчезнет. А вот для тех, кто готов вкладываться на долгий срок, есть несколько хороших аргументов. Во-первых, Россия как развивающийся рынок категорически сильно отстала от Америки. То есть отставание было всегда, но сейчас разрыв достиг ужасающих размеров. Всего за 3 месяца спред в доходностях достиг 25%, и скорее всего, такая диспропорция сейчас начнет привлекать новых инвесторов, и этот разрыв будет сокращаться. Всего за 3 месяца российский рынок отстал в росте от американского на 25% Доходность российского и американского рынков акций за три месяца, %
Нажмите на график, чтобы увеличить
Источник: Bloomberg
Второй повод для оптимизма долгосрочных инвесторов – все-таки сильная недооцененность вечных российских фишек. Если сравнивать наши компании с американскими конкурентами по простым финансовым мультипликаторам (опять-таки понимаем, что сравниваем несравнимое), то получаем значительные дисконты. «Сбер» с государственным лобби и почти 50% рынка в сравнении с тройкой крупнейших банков США стоит в 2 раза дешевле. «Роснефть», крупнейшая компания мира по добыче нефти, отстает от Exxon Mobil, Chevron и Conoco Philips где-то на 60%. МТС в сравнении с Verizon и AT&T недооценен примерно в 2 раза. Понятно, что наши фишки в ближайшей перспективе никогда не сравняются с американскими, но, пожалуй, дисконт 50% – это слишком. Пока иностранные инвесторы чураются российского рынка, но исторические максимумы в Америке и снижающиеся доходности там мотивируют их на поиск новых идей. Жажду к риску никто не отменял, и если инвесторы рискуют и скупают акции интернет-компаний Twitter и Facebook, значит, и до таких рисковых активов, как Сбербанк и «Роснефть», тоже когда-нибудь дойдет дело.
Брокеры жалуются друг другу, что интерес к российскому фондовому рынку в последние месяцы вообще пропал. Хорошо продаются идеи в инновационных американских акциях, транснациональные диверсифицированные корпорации США, Европы, Китая. Число новых счетов на Московской бирже в последние месяцы 2013 года было в 2–3 раза ниже, чем в плохие месяцы 2008 года. 3–6 тысяч клиентов в месяц для страны с населением 140 млн – это очень мало. Есть надежда, что нынешний спад даст отечественному рынку еще один шанс, ведь фондовый рынок без внутренних частных клиентов – это вообще не рынок, а одно недоразумение… Это место, где на одних иностранцев рассчитывать ну точно никак нельзя.