Барак Обама и Владимир Путин. Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости
В интернете стала весьма популярной шутка, что самой жесткой санкцией США в отношении России является решение отозвать iPhone и iPad у Дмитрия Медведева. Как каждая хорошая шутка, она содержит в себе только часть шутки, а все остальное – сугубо жизненные реалии.
Активы и счета арестовывают почему-то только у украинцев. Списки российских чиновников, которым запрещен въезд в США, вроде есть, но конкретные имена никому не называют. Канада вообще выгнала несколько российских военнослужащих с языковых курсов. Хорошо, что не попыталась отшлепать. Евросоюз, как обычно, очень много говорит, но замораживать российские активы явно не спешит – опасается «газовой атаки». Пока самая страшная санкция, придуманная американскими сенаторами, – это лишить Россию чемпионата мира по футболу. Очевидно, поняли, что чем больше активов чиновников заморозят, тем больше рядовые россияне им спасибо скажут, а тут хотят ударить по самому важному. Ясно одно: никто каких-либо реальных санкций против России вводить не хочет.
Ведь самой простой и действенной санкцией против режима была бы, вне всяких сомнений, заморозка счетов и активов самого Владимира Путина. Идея настолько очевидна, что не нуждается ни в каком пояснении. Путину постоянно приписывают владение чудовищными суммами около ста миллиардов долларов и более. То есть в неофициальном рейтинге самых богатых людей планеты Владимир Владимирович всегда шел на корпус впереди Билла Гейтса, а Роман Аркадьевич Абрамович, которого частенько называют «карманным олигархом», мог хранить для него разве что мелочь на сдачу. Таким образом, Владимир Владимирович должен, если только Запад не хочет просто разыграть спектакль под названием «санкции против России», быть первейшей и основной целью всевозможных заморозок активов и счетов. Но об этом никто из активно ругающих путинскую Россию западных лидеров даже и не заикался. Почему? Какие вообще могут быть версии, почему не арестовали счета Путина? Чисто логически их существует всего три.
Версия 1. Народная
Путин со товарищи все очень хорошо спрятал. Самый простой и надежный вариант. Владимир Владимирович настолько хитер, а друзья его настолько искушены в разных финансовых и юридических трюках, что они сумели абсолютно тайно перемещать миллиарды и миллиарды долларов между западными счетами, что ни ФБР, ни ЦРУ, ни МОССАД, ни MI5 и никакие прочие финансовые и контрольные органы не смогли накопать на них никакого компромата.
По сложности такая операция приблизительно равна попытке незаметно провести через Европу пяток российских танковых дивизий. Или незаметно разместить на лужайке Белого дома стадо слонов. Или выдать Мадонну замуж за Киркорова так, чтобы об этом никто не узнал. Те, кто утверждает, что для «Путина и Ко» все возможно, совершенно не представляют себе, что такое современная финансовая и банковская система.
По действующим международным и национальным нормам развитых стран банки и прочие финансовые организации должны в целях противодействия отмыванию денег устанавливать, кто реальный бенефициар (владелец) счета. Причем санкции, включая уголовные, за желание прикрыть глаза на соответствующую информацию столь страшны, что никакие обещания печенек со стороны жирного клиента на более или менее приличный банк не подействуют. А какой владелец нескольких миллиардов долларов захочет положить их в неприличный банк, который, может быть, и закроет глаза на некие неясности и умолчания в документах, но через неделю обанкротится вместе с клиентскими деньгами?
Также современное законодательство по борьбе с легализацией и отмыванием грязных денег содержит специальные положения, требующие особо строго проверять так называемых Politically Exposed Persons – лиц либо бывших, либо тесно связанных с госчиновниками и представителями публичной власти. Это специально созданная группа норм, направленная на контроль состояний, нажитых коррупционным путем. Как раз для «нагребших на галерах» россиян.
Можно предположить, что через подобную систему возможно как-то просунуть пару десятков не очень чистых миллионов, но никак не миллиарды. Да, все российские олигархи тоже вынуждены работать с этой системой: пока они снимают перед международными банками нижнее белье и выворачивают наизнанку карманы, объясняя, что откуда взялось, система их не трогает. Но это отнюдь не значит, что при малейшем намеке на отмывание даже счета самого Абрамовича моментально не заморозят.
Любимый аргумент сторонников «народной» теории – это утверждение, что Путин настолько хитер, что все свои активы и средства перевел и спрятал в России: то ли в акциях таинственного «Сургутнефтегаза», то ли на секретных счетах ВТБ. На это можно возразить только то, что в этом случае ВВП был бы исключительно похож на героя сказки, который закапывал свои денежки на «поле чудес» в известной стране: риски России столь велики и непредсказуемы, что хранить там кубышку может только сказочный герой. Итак, ясно одно: вера в «золото Путина» пока напоминает известную фразу из фильма «ДМБ»: «– Ты суслика видишь? – Нет! – И я нет! А он есть!»
Версия 2. Конспирологическая
Запад боится Владимира Владимировича и его присных настолько сильно, что не может даже упомянуть, что у него в западных банках есть какие-то счета или им контролируются какие-либо активы. Информация о заработанном на галерах, разумеется, есть, но хранится она где-нибудь в особо тайной папке на дне особо секретного сейфа Меркель/Обамы на случай реальной угрозы ядерной войны (правда, она в этом случае уже никому не понадобится).
Против этой версии говорит то, что если когда-либо в обозримом будущем вскроется, что, вместо того чтобы просто использовать пару хранящихся в сейфе бумажек, правительства США и других западных стран затеяли весьма дорогостоящий для налогоплательщиков спектакль под названием «санкции против России», то кому-то придется отвечать на неприятные вопросы прокуроров и групп парламентского расследования. Хотя подобный спектакль до некоторой степени являлся бы естественным продолжением современной политики Запада, в которой Владимиру Владимировичу отведено почетное место «смотрящего» за анклавом СНГ, чтобы не дай бог там никто не распадался на совсем мелкие, плохо контролируемые княжества, не шалил с ядерным оружием и вообще не забегал за общепринятые «красные» флажки.
Тем не менее сложно предположить, что куча западных политиков первой величины так испуганы или так нуждаются в ВВП, что боятся хотя бы слегка наступить ему на любимую мозоль. Арест активов ведь может быть проведен сначала анонимно, без оглашения имени бенефициара, чтобы дать ему понять, что мы знаем, где что лежит. А вот потом, если тот не внемлет голосу разума… Так что конспирологическая версия, скорее всего, так и останется любимой версией людей с сугубо конспирологическим сознанием.
Версия 3. Фантастическая
В эту версию никто не поверит никогда. Можно поверить в макаронного монстра, в то, что говорит Киселев в своих передачах, и даже в то, что в РПЦ нет ни одного лица нетрадиционной ориентации. Но в то, что у Владимира Владимировича нет миллиардов, не поверит никто. Потому что больше причин для того, чтобы становиться большим начальником в России после революции, просто нет.
Тут следует учесть, что никто не спорит, что у Владимира Владимировича есть великое множество близких друзей, многие из которых, когда он оставит государственный пост, никогда не откажутся поддержать почетного пенсионера: изберут председателем советов директоров компаний и фондов, назначат достойное содержание, обеспечат охраной. Как Клинтона, Блэра или Мэйджора – чему никто не противился и ворами их не называл.
Но согласитесь, что это все не то: одно дело – сто миллиардов к кармане, и совершенно другое – просто благодарность друзей за то, что ты в свое время к ним не прислал доктора. Хорошо смеется тот, кто смеется у кассы. Увидим ли мы когда-нибудь не просто благодарность прикормленных друзей, а реальную кассу Владимира Владимировича, большой вопрос. Ведь реальных доказательств ее наличия пока никто не представил, а усы, как говаривал почтальон Печкин, «и приклеить можно». Так что остается надеяться, что Владимир Владимирович на пенсии решит шикануть и купит себе пару островов, Букингемский дворец и стадо белых слонов.
Каждый, прочитавший вышеизложенное, может самостоятельно выбрать понравившуюся ему теорию. Можно не верить ни одной из них. Можно их критиковать. У каждой теории есть свои большие плюсы и не менее большие минусы. Но факт останется фактом: никаких денег и активов Владимира Владимировича Путина скрежещущий от злости зубами Запад со всеми его спецслужбами и контролирующими органами пока не арестовал.