Китайский холдинг Alibaba Group Holding Ltd. объявил о своем намерении провести первичное размещение в США. Это IPO может стать одним из крупнейших в США в XXI веке. Данные предстоящего размещения пока неизвестны: Alibaba также не выбрал ни биржу, ни андеррайтеров IPO. Ориентировочная цена за акцию, по нашим оценками, может составить $60, оценка компании – $140 млрд.
Напомним, что ранее компания Alibaba планировала разместить свои акции на Гонконгской бирже, но правила биржи не допускают двухклассовой структуры акций, которую хотела использовать Alibaba, как и другие гиганты, например Google (NASD:GOOG) и Facebook (NASD:FB).
Alibaba больше, чем китайский Amazon или eBay
В состав холдинга Alibaba Group входят не только различные интернет-площадки (Alibaba.com, Tmall, Taobao и др.), но и собственная платежная система Alipay, сервис купонов, поисковик и даже мобильная операционная система Aliyun. Холдинг владеет частью сервиса микроблогов Sina Weibo, который, кстати, тоже заявил о намерении выйти на IPO на одной из американских бирж.Компания Alibaba.com, из которой вырос холдинг, была основана в 1999 году в Ханчжоу, КНР, бывшим учителем английского языка Джеком Ма. В 2005 году интернет-поисковик Yahoo! (NASD:YHOO) купил 40% холдинга за $1 млрд, а в сентябре 2012 года китайская компания завершила обратный выкуп 16% акций за $7,1 млрд наличными и заплатила еще $500 млн за досрочное расторжение контракта.
Некоторые акционеры Alibaba Group:
Softbank (Япония) – 37%; Yahoo! – 24%; Джек Ма – 7%; DST Global (российский инвестфонд, принадлежащий Юрию Мильнеру и Алишеру Усманову, вложивший в компанию $176 млн) – 0,5%.
Источник: ИК «Фридом Финанс»
Некоторые акционеры Alibaba Group:
Softbank (Япония) – 37%; Yahoo! – 24%; Джек Ма – 7%; DST Global (российский инвестфонд, принадлежащий Юрию Мильнеру и Алишеру Усманову, вложивший в компанию $176 млн) – 0,5%.
Крупнейшие IPO на американских площадках и ожидаемое место Alibaba среди них
Источник: ИК «Фридом Финанс»
Если предстоящее IPO пройдет как и прогнозируется, объемом $15 млрд, то Alibaba может занять пятое место среди крупнейших первичных размещений за всю историю. Хотя сейчас китайский холдинг находится лишь в самом начале пути.
Чем интересен инвесторам? Размахом!
В последнее время холдинг Alibaba Group ведет усиленную экспансию за американский рынок, вложив в прошлом году около $200 млн в прямого конкурента Amazon – ShopRunner, а в этом году он готовится к запуску через дочерние компании Vendio и Auctiva проекта 11Main.com, на котором он будет предлагать «интересные и высококачественные товары от тщательно отобранных поставщиков». Для инвесторов китайский интернет-гигант интересен в первую очередь своим размахом. По итогам III квартала 2013 года (последняя официально опубликованная информация) компания удвоила свою выручку в сравнении с прошлым годом. Сравним такую динамику с его ближайшим конкурентами Amazon.com и eBay.
| Alibaba Group | Amazon.com | eBay |
Выручка*, млн $ | 1780 | 17 092 | 3892 |
Прибыль*, млн $ | 792 | -41 | 689 |
Капитализация, млрд $ | 140 | 171 | 73 |
Mcap/ Revenue** | 78 | 10 | 18 |
Дата IPO | ? | 14.05.1997 | 23.09.1998 |
Цена за акцию, $ | ? | 18,00 | 18,00 |
Объем IPO, млн $ | 15 000 | 54 | 63 |
*Финпоказатели указаны на III квартал 2013 года
*
*Рыночная капитализация /Выручка
Высокое отношение оценки компании к выручке мы связываем с быстрым ростом финансовых показателей. Возможно, интерес вызван тем, что объем капитала, сконцентрированного в руках инвесторов, превышает количество действительно стоящих инвестиционных идей на рынке.