Фото: Samsul Said / Reuters

Фото: Samsul Said / Reuters

Boeing 777 компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс из Куала-Лумпура в Пекин, пропал с экранов радаров 8 марта. На борту лайнера находилось 12 членов экипажа и 227 пассажиров из 14 стран (среди них один россиянин и двое граждан Украины). Поисково-спасательная операция продолжается без результатов уже 10 дней, а район исследования охватывает все большую территорию. 

Хронология

8 марта

По данным Malaysia Airlines, связь с самолетом прервалась в 02:40 по местному времени. В этот момент Boeing находился в территориальных водах Вьетнама, в 220 километрах от побережья Малайзии и 250 километрах от вьетнамского острова Тхо-Чу. Лайнер должен был приземлиться в Пекине в 06:30. 

Спасательные службы и военные корабли Вьетнама, Малайзии и Сингапура приступают к совместной операции по поиску пропавшего авиалайнера вечером того же дня. Однако в том участке Тихого океана, над которым была потеряна связь, обломки не найдены и факт крушения авиакомпанией подтвержден не был. 

В ночь с 8 на 9 марта США отправляют в Южно-Китайское море эсминец и самолет разведки для помощи в поисках, по сообщениям французского агентства AFP со ссылкой на Пентагон.

Представители авиакомпании заявляют, что капитан и первый помощник капитана были опытными пилотами, погодные условия в районе исчезновения самолета с радаров хорошие, а техническое состояние лайнера было идеальным, экипаж не сообщал о неполадках. 

9 марта

Военно-воздушные силы Вьетнама обнаруживают два масляных пятна на поверхности воды в районе предполагаемого крушения. Тем не менее обломков вблизи пятен нет.

Позднее малайзийская газета Star сообщает со ссылкой на слова командующего ВВС Малайзии, что самолет мог разворачиваться в момент потери связи. Вопреки инструкции пилоты не сообщили об этом диспетчеру. Район поисков был расширен. 

Малайзийский министр обороны заявляет, что по меньшей мере два пассажира авиалайнера летели по украденным паспортам. Их владельцы были точно установлены: австриец Кристиан Козил и итальянец Луиджи Маралди во время рейса находились дома. В помощь следствию в Малайзию направляется бригада следователей ФБР США. Впервые выдвигается версия о террористическом акте. Всего в поисковой операции задействовано уже не менее 40 кораблей и 22 самолета.

10 марта

Несколько сообщений о том, что обнаружили обломки лайнера, оказываются ложными. Установлены личности двух пассажиров, летевших по поддельным паспортам. Они не являются гражданами ни Малайзии, ни Китая.

К вечеру поступают результаты анализа проб из двух масляных пятен, замеченных ранее в районе поисков: найденный вид топлива не используется в самолетах.

11 марта

По информации персидской службы ВВС, двое пассажиров с украденными паспортами, вероятно, были нелегальными иммигрантами из Ирана. Иранцы купили украденные паспорта в Паттайе для иммиграции в Европу. Из Куала-Лумпура, где они гостили, они собирались лететь в Амстердам через Пекин. По словам генерального секретаря Интерпола Рональда Ноубла, полученная о пассажирах информация делает версию теракта менее вероятной.

Reuters сообщает со ссылкой на источник в вооруженных силах Малайзии, что военные установили движение пропавшего «боинга» Malaysia Airlines до Малаккского пролива. Таким образом, подтвердилась информация о том, что лайнер сменил направление перед исчезновением с радаров. Зона операции расширена, чтобы охватить окрестности острова Пинанг.

12 марта

ВВС Китая и Пентагон подключают к поискам дополнительные силы. Опять появляются ложные сообщения о том, что найдены обломки лайнера. Malaysia Airlines все еще не рассматривает действия экипажа в качестве версии пропажи лайнера.

13 марта

The Wall Street Journal пишет, что самолет мог пролететь еще как минимум 4 тысячи километров после исчезновения с радаров. К такому выводу пришли американские следователи и представители структур безопасности на основе данных, которые автоматически передавались на землю с систем двигателей авиалайнера. Позже министр транспорта Малайзии Хишамудин Хусейн опровергает эти сообщения. Тем не менее официальный представитель Белого дома Джей Карни заявляет, что зону поисков необходимо расширить до Индийского океана. 

14 марта

Становится известно, что две отдельные системы связи на борту лайнера отключились с разницей в 15 минут. Это может говорить о том, что они были отключены намеренно. Reuters сообщает, что исчезнувший самолет после смены курса пролетел через полуостров Малакка в сторону Андаманского архипелага. По словам эксперта Малайзийского института авиационной технологии Ахмада Маулана Бардаи, после смены курса пилоты намеренно вручную отключили передачу информацию о типе, высоте и скорости самолета. Основной версией источник в малайзийской полиции признает угон или диверсию.

Cо ссылкой на американские источники и данные малайзийской армии, New York Times пишет, что самолет после исчезновения с радаров неоднократно менял курс и выходил за пределы высоты, рекомендованной для данной модели. 

15 марта

Премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак выступает с заявлением, что исчезновение самолета Malaysia Airlines стало результатом «умышленных действий» находившихся на борту людей. Тем не менее другие версии по-прежнему не исключаются. По словам премьер-министра, после получения новых данных местоположение авиалайнера возможно в двух коридорах: от границы Казахстана и Туркменистана до севера Таиланда либо к югу от Индонезии до юга Индийского океана.

16 марта

Полиция Малайзии проводит обыски в домах пилотов: 53-летнего капитана гражданской авиации Захари Ахмада Шаха и 27-летнего Фарида Абдула Гамида. Из дома Захари Шаха был конфискован авиасимулятор, собранный самим пилотом. В поиске самолета участвуют уже более 25 государств, включая Россию. 

17 марта

Выясняется, что адресно-отчетная система авиационной связи ACARS была отключена менее чем через час после взлета авиалайнера. Последний сеанс связи с диспетчерами произошел после отключения ACARS. Это было неформальное прощание: «Хорошо, спокойной ночи», – сказанное одним из пилотов. Малайзийские следователи рассматривают версию о том, что авиалайнер компании мог направиться на территорию Афганистана или Пакистана, контролируемую «Талибаном». Район поисков включает уже территорию 11 стран.

18 марта

Самолет по-прежнему не найден, причины происшествия не установлены, а район поисков простирается от Киргизии и Монголии на севере и до центральной Австралии на юге. Родственники китайских пассажиров угрожают начать голодовку протеста – они уверены, что власти Малайзии намеренно скрывают от них правду о случившемся. 

Версии

С самого начала поисково-спасательной операции полной ясности о судьбе лайнера не было ни у кого. Но если в первые дни основной версией предполагалось крушение, то по мере накопления информации все больше официальных лиц склоняются к тому, что произошедшее – человеческий умысел. Тем не менее новые сообщения нередко противоречат друг другу, а многие данные не подтверждаются, поэтому белых пятен в истории авиалайнера еще достаточно.

На данный момент существует как минимум шесть основных версий инцидента. По мнению главы малайзийской полиции Халида Абу Бакара, сейчас угон рассматривается как наиболее вероятный сценарий.

Крушение

Первоначально основная, эта версия встречает все больше критики. Объединенные силы флота и авиации нескольких стран в течение недели исследовали предполагаемый район аварии, но все сообщения об обломках или следах топлива на воде были опровергнуты. Видимо, лайнер не потерпел крушение в месте, где прервалась связь, если не ошибочны данные военных радаров о том, что как минимум некоторое время после исчезновения лайнер продолжал полет. Однако это не отменяет возможности аварии на большом расстоянии от Южно-Китайского моря.

Взрыв

Одним из объяснений, почему поисковая группа не обнаружила в море обломков самолета, может быть его взрыв на большой высоте, уничтоживший лайнер моментально. Не в пользу этой версии говорит отсутствие каких бы то ни было свидетельств взрыва. Так, по словам представителя Белого дома, на снимках американских разведывательных спутников, детально отображающих предполагаемый район взрыва, ничего не было обнаружено. 

Затопление

Распространено мнение, по которому самолет, на большой скорости вертикально вошедший в воду, обречен погрузиться на дно. Однако это заблуждение. Цилиндрический корпус и обломки крыльев авиалайнера, даже расколотые на части, какое-то время будут плавать на поверхности. Так, в авиакатастрофе 1 июня 2009 года Airbus A-330 компании AirFrance упал в воды Атлантического океана со значительным вертикальным ускорением. При этом в зоне крушения обнаружили не менее сотни обломков корпуса и различных объектов интерьера самолета, типа сидений и кислородных масок.

Угон

В пользу версии об угоне говорят появившиеся сведения о повороте лайнера и информация, передаваемая двигателями «боинга». Именно в этом случае самолет действительно мог совершить посадку, никак не выдавая своего присутствия. Против этого варианта говорит то, что нет ни подтверждений посадки от аэропортов, ни одобрений диспетчеров на пересечение воздушных границ государств.

Теракт

После сообщений о пассажирах с украденными документами многие стали рассматривать теракт как наиболее вероятную причину исчезновения самолета. Но данные о личностях пассажиров-иранцев, бывших главными подозреваемыми, не подтверждают эту версию. Кроме того, не было оглашено ни единого требования. Тем не менее лайнер мог быть угнан для того, чтобы с его помощью нанести удар по одному из городов Индии. Подобную версию высказал бывший заместитель госсекретаря США Строуб Тэлбот.

Самоубийство пилота

В октябре 1999 года «Боинг-767» авиакомпании EgyptAir, летевший в Каир из Нью-Йорка, упал в Атлантический океан. Погибли все 217 человек, находившиеся на его борту. Тогда одной из возможных причин крушения следствие назвало самоубийство пилота. Возможно, после изучения данных, полученных в ходе обыска домов пилотов лайнера, будут найдены основания и для этой гипотезы.