Глеб Павловский. Фото: ИТАР-ТАСС

Сегодня США озвучили жесткие шаги в отношении российского истеблишмента. В черный список попали приближенные к Владимиру Путину бизнесмены Геннадий Тимченко, Аркадий и Борис Ротенберги, глава РЖД Владимир Якунин, глава администрации президента России Сергей Иванов и другие. Их счета в Америке блокируются, а гражданам США запрещено иметь дело со всеми, кто попал в черный список Вашингтона. Slon попросил политолога Глеба Павловского объяснить, к чему приведут эти санкции.

Политолог уверен, что санкции не помогут Америке наказать представителей российской власти за вторжение на Украину и присоединение Крыма, а только усугубят политический кризис и приблизят войну.

«На мой взгляд, это очень глупые санкции. Во-первых, они практически бессмысленны, потому что речь идет о людях, не имеющих собственного политического лица. Они являются частью команды Путина и поэтому просто не могут пойти против другой части его же команды и тем более самого Путина. Если бы это было "политбюро", они бы могли повлиять на генерального секретаря, и то это, как мы помним, было довольно трудно. А так у нас просто нет группы высокопоставленных чиновников, которая может давить на президента. Это на Украине Ринат Ахметов может отозвать своих платных депутатов из Верховной рады. Во-вторых, перед нами люди, чьи капиталы застрахованы законом, который был разработан в связи с "актом Магнитского". Если кто-то из фигурантов подобного списка потеряет сумму, она будет компенсирована ему за счет бюджета РФ», – напоминает эксперт.

Подобные резкие шаги со стороны администрации президента США Барака Обамы способны лишь усугубить политический кризис, уверен Павловский.

«Главное не санкции, а кризис, внутри которого мы находимся, который больше Америки, России и Европы вместе взятых. Он начинался как украинский, но уже давно перерос как минимум в европейский. Действия его участников носят все более иррациональный характер. Символический жест Обамы в данном случае носит "опасный характер". Он нарочно дразнит одну из сторон кризиса, с которой, наоборот, надо усиленно разговаривать. Это как если бы во время Карибского кризиса вместо того, чтобы сутки разговаривать с Хрущевым, Кеннеди бы запретил ему въезд в США. Мы бы тогда с вами сейчас не разговаривали».

Источник кризиса, по словам Павловского, не Путин, хотя ситуация с Крымом только усугубила ситуацию, а сама Украина, которая осталась без государства.

«Там правительство неспособно ни контролировать территории, ни защищать русскоязычных граждан от перерождающихся боевых отрядов. Это уже не искренние майдановцы – они теперь защищают бизнес. Начала разлагаться уже даже относительно дисциплинированная часть украинской революции. Скоро Восток начнет проситься в Россию. Долго Путин сможет это выдерживать?»

Путин не хочет эскалации конфликта, считает Павловский. В то же время российской оппозиции пришлось отказаться от антикоррупционных лозунгов, «чтобы не стать инструментом давления Вашингтона на Кремль и не потерять тех немногих избирателей, которые у них есть», говорит политолог. Мировые лидеры, по словам Павловского, «заняты чем угодно, кроме разрешения кризиса».

«Американцы могут расширить свой список до тысячи человек, включив туда всех губернаторов, но что это даст? Я вижу, что пять человек в мире, которые могут этот кризис разрешить, не разговаривают друг с другом, а если разговаривают, то сыплют колкостями. Поляки не разговаривают с немцами, русские – с поляками, а с немцами говорят так, что Меркель не понимает, о чем речь, а Обама из-за океана вообще не понимает, что происходит, его Иран волнует больше. Думаю, нас ждет следующая волна кризиса, а потом еще одна, и каждая следующая будет чуть выше предыдущей. Мы можем действительно подойти к предвоенной ситуации в Европе. А санкции – это как с козла молока».