Геннадий Тимченко. Фото: РИА Новости

Представитель Volga Resources сообщил «Ведомостям», что Геннадий Тимченко больше не является акционером трейдера Gunvor. Бизнесмен продал свою долю (44%) партнеру и гендиректору компании Торбьорну Торнквисту; в результате у того оказалось 87% капитала. Сделка была начата ранее, но на фоне информации о грядущих санкциях ускорилась и была закрыта 19 марта. 

Минфин США опубликовал список из двадцати граждан России, в отношении которых будет применено замораживание активов. Помимо чиновников, туда попали представители «ближнего круга» президента Владимира Путина. Речь идет о Геннадии Тимченко, Юрии Ковальчуке, братьях Ротенбергах. Также санкции будут действовать в отношении АБ «Россия» (контролируется Ковальчуком). 

По мнению Минфина США, деятельность Тимченко в энергетическом секторе напрямую связана с Владимиром Путиным. Президент делал инвестиции в Gunvor и мог иметь доступ к средствам компании. Братья Ротенберги получали дорогие контракты в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи (в сумме около $7 млрд), а также от Газпрома. Их состояние, подчеркивает американский Минфин, за последние два года выросло на $2,5 млрд. Юрия Ковальчука называют персональным банкиром для высших должностных лиц России, включая главу государства. Наконец, АБ «Россия», по мнению американской стороны, также является персональным банком для высокопоставленных чиновников. Минфин США даже упоминает дачный кооператив «Озеро». Впрочем, непонятно, намерена ли американская сторона предоставить какие-то доказательства своих заявлений.

Slon проанализировал, какие последствия все происходящее может иметь для перечисленных бизнесменов и их компаний. Помимо замораживания активов, санкции предусматривают запрет для юрлиц и граждан США проводить какие-либо транзакции с перечисленными лицами. Если понимать это буквально, то, например, Gunvor мог лишиться всех американских покупателей и поставщиков. Но сначала нужно доказать, что Тимченко действительно является его бенефициаром.

«Принцип любой корпоративной структуры в ограничении рисков для собственников. Существует общепринятая практика «корпоративной вуали», позволяющей изолировать риски внутри большой структуры, – объясняет глава практики России и стран СНГ Kerman & Co LLP Иннокентий Алексеев. – Это принятая во всем англо-саксонском мире практика. В случае с санкциями американскому правительству придется прибегнуть к противоречивой практике срыва «корпоративной вуали», если они захотят установить прямую связь между лицами, указанными в списке, и активами, которые, как предполагается, они контролируют. Безусловно, никто не знает, как на самом деле структурированы эти активы, насколько велика степень защиты, кто является номинальными владельцами. Наверняка об этом хорошо позаботились при их создании». Все это, по мнению юриста, дает российской стороне возможность оспорить применение санкций в международных судах. С другой стороны, ряд американских контрагентов и банков мог в превентивном порядке отказаться работать со структурами вроде Gunvor.

Компании было что терять. Согласно проспекту евробондов трейдера, в 2012 году общая выручка от поставок американским компаниям Valero Marketing and Supply Company и ExxonMobil составляла более $5 млрд, примерно 5% всего оборота. Кроме того, Gunvor поставлял в Европу биотопливо из США. Наконец, компания через дочернюю Pinesdale LLC владеет 33% американской Signal Peak – предприятием, ведущим добычу высококалорийного энергетического угля (запасы рассчитаны примерно на 30 лет) в штате Монтана. Недавно трейдер порывался продать часть этого бизнеса, но, вероятно, сделка еще не закрыта.
С другой стороны, как следует из разъяснений Минфина США, Gunvor не должен был попасть под санкции. Дело в том, что они распространяются только на компании, где фигуранту черного списка принадлежит более 50%. А доля Тимченко до этого не дотягивала. Впрочем, в отношении таких компаний чиновники США также советуют проявлять осторожность. Видимо, поэтому бизнесмен предпочел вовсе покинуть бизнес. Другой вопрос, не возникнет ли подозрений, что столь поспешно, а возможно, и задним числом оформленная сделка является притворной. 

Кстати, у самого бизнесмена (уже без участия Gunvor) остается другой актив в США – Arena Events Ltd. Это совместная (50 на 50) компания с братьями Ротенбергами. В 2013 году она приобрела американскую компанию Karl’s Event Services, входящую в тройку лидирующих event-агентств и обслуживающую такие бренды, как Tiffany’s и IMG Worldwide. Офисы агентства расположены в Нью-Йорке, Чикаго и других городах. 

Ротенберги могут пострадать еще с одной стороны. В 2011 году их структуры приобрели завод «Минудобрения» в городе Россошь Воронежской области. Большая часть продукции идет на экспорт, на США приходится около 10%. «Минудобрения» продают аммиак и аммиачную селитру. Правда, если американские партнеры откажутся от покупок, потери невелики – эта часть экспорта приносила около 2,6 млрд рублей. Кроме того, «Минудобрения» могут увеличить поставки в Таиланд, который является крупнейшим зарубежным покупателем завода.