Александр Музычко
Украинское МВД ликвидировало одного из лидеров боевиков «Правого сектора» Александра Музычко (Сашко Билый). Этот человек был ходячей провокацией, и символично, что именно с него начинается острая фаза борьбы украинского временного правительства с радикальными украинскими националистами. Это столкновение было неизбежно. И жалеть побежденных некому, да в общем и не за что.
Борьба с радикалами на Украине набирает обороты. Все внешние игроки, включая и Россию, и ЕС, заинтересованы в скорейшей победе «временного» правительства над радикалами, с оружием в руках боровшимися за власть на Майдане. И если Россия сейчас не разделяет их на боевиков и гражданских активистов, вынужденно вступивших в борьбу, то в ЕС неофициально требуют от правительства Яценюка удалить от власти как раз тех самых «бендеровцев», о которых столько рассказывают в Москве.
Еще недавно российские СМИ пугали детей боевиком Сашко Билым, а в ночь с 24 на 25 марта он стал первой жертвой украинской «контрреволюции». Правда, плакать о нем могут разве что сторонники перерастания противостояния России с Украиной в полномасштабную войну. Ведь именно его заявления и действия были отличным поводом для обострения ситуации. Он был прямо-таки карикатурным персонажем, мифологическим «бендеровцем», о которых сегодня принято говорить в Москве. С той лишь разницей, что Сашко Билый был злом вовсе не мифическим, а вполне осязаемым, и сам не только не отрицал своих криминальных подвигов, но и гордился ими.
Писать о жизненном пути Александра Музычко – это почти то же самое, что рассказывать о жизни, например, Мовлади Удугова или Шамиля Басаева. Впрочем, знак равенства ставить тут явно нельзя, хотя эти люди были знакомы во время первой чеченской войны, когда Сашко Билый, как сообщают его добровольные биографы, воевал плечом с плечу с чеченскими полевыми командирами, пытал и убивал российских солдат.
Когда и почему этот парень стал убежденным русофобом, каковым его рисует сегодня общественное мнение, неясно. Равно как никто всерьез не обсуждает, чем занимался Музычко с 1983 года, когда закончил служить в Советской армии, и до начала первой чеченской войны. Известно лишь, что будущий боевик принял после распада СССР именно украинское гражданство. И поселился в Ровенской области, где создал Союз независимой украинской молодежи, а затем и первое отделение УНСО – Украинской национальной солидарной организации, позднее объединившейся с УНА (Украинская национальная ассамблея), а в 1997 году ставшей первой зарегистрированной радикально-националистической организацией на Украине – УНА-УНСО.
В Ровно тогда еще Саша Музычко готовил боевиков из украинских националистов и с лучшими из них отбыл в Чечню, где одно время был даже одним из личных охранников Джохара Дудаева. Из его рук он получил орден «Честь нации», учрежденный ичкерийскими сепаратистами. После того как руководителя чеченских боевиков достала российская ракета, Сашко Билый (один из его позывных в Чечне) вернулся на Ровенщину и там занимался полукриминальным бизнесом.
Майдан Музычко, видимо, воспринял как возможность реализоваться в качестве революционного вождя украинских националистов. Именно Сашко Билый был одним из главных боевых инструкторов «Правого сектора», который объединил националистически настроенную украинскую молодежь. Он же совсем недавно мог стать одним из лидеров новой националистической партии, в которой под новым брендом «Правый сектор» собралось немало старых активистов УНА-УНСО.
Если кто и знал что-то про украинские и зарубежные лагеря, где, по версии российских властей, готовили боевиков, а также про сотрудничество «Правого сектора» со Службой безопасности Украины, о чем писали также и многие украинские СМИ, то это был Музычко. Но он уже не расскажет об этом ни суду в Ессентуках, который выдал ордер на его арест за преступления в Чечне, ни украинскому суду, который мог бы расследовать преступную деятельность Сашка Билого после победы Майдана. А ведь тогда активист «Правого сектора», как заявил 4 марта депутат Верховной рады Геннадий Москаль, обложил данью как бизнес, так и бывших руководителей Ровенской области и местных правоохранительных органов, обещая не расследовать их преступления, совершенные при «кровавом режиме».
Но после победы Майдана Музычко очень быстро успел поссориться как с «временным правительством», так и с СБУ, и даже со многими бывшими «соратниками по борьбе». Он обещал, в частности, повесить врио министра внутренних дел Арсена Авакова, когда тот решил взять на расследование уголовное дело об избиении Сашко Билым прокурора Ровенской области. Музычко умудрился даже заработать скандальную известность среди европейских бизнесменов и политиков, в свойственном ему провокационном духе пообещав взорвать газопровод в Европу, проходящий по территории его области.
Что стало последней каплей – неизвестно. Скорее всего, решающую роль сыграли угрозы в адрес Арсена Авакова. Так или иначе, в ночь с 24 на 25 марта Музычко то ли перехватили на дороге и убили в машине, то ли «вынули» из бара и прикончили на улице выстрелом в сердце, то ли (по версии МВД Украины) застрелили бойцы спецподразделения «Сокол», когда он оказал сопротивление при задержании.
Теперь Сашко Билый замолчал навсегда и не расскажет много интересных подробностей о деятельности украинских националистически настроенных боевиков. И плакать о нем некому. Лишь сторонники начала полномасштабной войны между Россией и Украиной могут сожалеть о том, что с шахматной доски сбросили такую удобную для них фигуру. В остальном все наверняка довольны именно таким исходом операции.
Московские силовики могут радоваться устранению старого противника еще по первой чеченской войне, а также и человека, который мог бы что-то рассказать об их контактах с украинскими националистами с далеких 1980-х годов и до наших дней. СБУ – уходу радикала, который грозился объявить Службе безопасности войну и, весьма вероятно, рассказать о том, что связывало эту организацию и «Правый сектор» в последние годы перед бегством президента Януковича. Глава МВД Украины Арсен Аваков может не переживать за свою жизнь.
Ну а временное правительство Украины теперь сможет отчитаться перед европейскими политиками. Задача по нормализации ситуации в стране выполняется, радикалы, как того и требуют неофициально европейцы, ликвидируются. И шансы, что майданная революция примет крайние формы, а за февралем последует уже кровавая Октябрьская революция, становятся все ниже. Ведь для взятия власти, как доказали в 1917 году большевики, надо иметь не только партию, политических вождей и активистов, но и боевиков, готовых не только «реквизировать» деньги на революцию, но и стрелять в идеологических противников.