Украина, по данным международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, стала самой коррумпированной страной на континенте. По мнению международных экспертов, взяточничество и «некомпетентное» управление стали основными причинами экономического отставания развивающегося государства.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк сейчас борется с Россией, ищет $35 млрд, чтобы страна могла избежать дефолта по гособлигациям, однако не видит, что основная проблема 45-миллионного государства – это взяточничество. И ее за 23 года независимости не смог решить ни один лидер.
Главный экономист UniCreditSpA Эрик Нильсен заявил по этому поводу в обзоре: «Даже до начала последнего кризиса беспорядок на Украине не поддавался описанию». Он назвал Украину одной из «самых плохо управляемых стран в современной истории». Нильсен добавил, что при этом чиновники и члены их семей «стали очень богаты за это время». Вот, например, сын Януковича с 2010 года прошел путь от простого стоматолога до человека, чье состояние, по данным украинского Forbes, оценивается в $510 млн.
Яценюк еще в феврале сообщил, что Янукович вместе со своими соратниками перевели на офшорные счета $70 млрд. А это ни много ни мало 40% от ВВП страны.
Агентство напоминает, что, несмотря на то что, по данным опроса, почти половина украинцев хочет покупать товары бренда Ikea, компания так и не смогла попасть на украинский рынок, так как отказывалась платить взятки.
По сравнению с Украиной даже коррумпированные российские чиновники кажутся «белее снега», пишет агентство. Леннарт Дальгрен, бывший глава Ikea, который контролировал развитие бизнеса на российском рынке, сказал в интервью «Русскому репортеру» в 2010 году, что с 2004 года встречался с каждым президентом и премьер-министром Украины, и все они изъявляли готовность помочь Ikea выйти на украинский рынок. «Но сделку так и не удалось заключить, потому что у Ikea не было денег на взятки».
На данный момент беднейшие страны ЕС, такие как Болгарии и Румыния, и даже авторитарная Белоруссия вдвое богаче Украины. Общий объем производства в стране сейчас сопоставим с таким же показателем в Новой Зеландии, где проживает всего 4,4 млн человек, то есть примерно в 10 раз меньше.
Валютные резервы Украины на данный момент составляют $15,5 млрд, это самый низкий уровень за последние восемь лет. В Польше этот показатель составляет $104 млрд. Гривна с начала года упала на 26% против доллара, сильнее всех 170 валют, отслеживаемых агентством Bloomberg.
Агентство сетует, что история Украины показывает, что смена власти в результате революции не значит в данном случае, что страна непременно пойдет верным курсом.
«Янукович победил на выборах 2010 года более или менее честно, потому что его прозападные оппоненты слишком много времени потратили на внутренние разборки – во-первых, а во-вторых, так же продемонстрировали, что управляют страной плохо и поддерживают коррупцию», – сказал Bloomberg Ян Бонд, директор отдела внешней политики Центра европейских реформ в Лондоне.
Впрочем, опрошенные Bloomberg эксперты полагают, что надежда у Украины есть. Если новое руководство все сделает правильно, то рост ВВП страны может достигнуть 5% за счет инвестиций в такие отрасли, как сельское хозяйство и высокие технологии. На территории Украины сосредоточены одни из самых плодородных почв, что делает ее одним из крупнейших производителей растительного масла и кукурузы и шестым по величине экспортером пшеницы. Вся тяжелая промышленность базируется на русскоговорящем востоке страны. Украина входит в топ-10 металлургических производителей.
Украина является крупнейшим поставщиком оружия. В 2012 году страна экспортировала его на сумму $1,34 млрд, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира.
Однако инвестиционный климат на Украине остается очень плохим. Правительство Яценюка как будто ступило на верный путь. Прошло несколько проверок в офисах государственной энергетической компании «Нафтогаз». По словам следователей, состоялись беседы с бывшими чиновниками Министерства сельского хозяйства. Ikea вроде бы даже планирует открыть магазин в Киеве. Однако продолжится ли этот курс, зависит от того, кто займет в мае пост президента Украины.