Фото: ИТАР-ТАСС / Станислав Красильников
Государственная дума денонсировала четыре соглашения с Украиной, регламентировавшие базирование Черноморского флота РФ на территории республики. Три документа – о статусе и условиях пребывания ЧФ на территории Украины, о параметрах раздела и межправительственное соглашение о взаиморасчетах, связанных с разделом ЧФ и его пребыванием на Украине, – были подписаны еще в 1997 году в Киеве. Еще одно межгосударственное соглашение об условиях пребывания (то, которое затрагивает и вопросы пребывания флота после 2017 года в обмен на скидки в оплате газа) было заключено в 2010 году в Харькове.
Позицию президента по денонсации всех соглашений депутатам представил замминистра иностранных дел Григорий Карасин, который напомнил, что по результатам референдума 16 марта Республика Крым и город Севастополь стали двумя новыми субъектами Российской Федерации. Они теперь – «неотъемлемая часть территории РФ, на которую распространяется суверенитет России. Поэтому на сегодняшний день отсутствуют какие-либо основания для продолжения этих правоотношений», – разъяснял дипломат депутатам то, о чем они и без того догадывались. На всякий случай Карасин добавил, что «обстоятельства, в которых заключались соглашения, претерпели коренное изменение, что привело к безвозвратной утрате предмета договоров, невозможности их выполнения». «И такое изменение, – завершил замминистра, – было вызвано не действиями РФ, как это часто пытаются подавать на Западе, а произошло помимо ее воли (если не сказать вопреки ей): все дело в развитии ситуации на Украине».
Напоследок Карасин признал, что в связи с односторонней денонсацией соглашений «могут и, скорее всего, будут возникать правовые, финансовые, имущественные и иные вопросы, которые потребуют урегулирования с украинской стороной». По его словам, Москва готова обсуждать эти вопросы с будущим правительством Украины, но только если оно будет сформировано демократическим и конституционным путем и не на словах, а на деле будет обеспечивать соблюдение основополагающих прав и свобод, включая права русскоязычных жителей Украины. Оставшееся в Крыму военное имущество Вооруженных сил Украины Россия готова вернуть, о чем и направила уведомление в Киев официальной нотой.
Содокладчик – председатель Комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий – должен был чувствовать себя несколько неловко: все соответствующие ситуации аргументы были высказаны им в ходе принятия прежних «крымских решений». На этот раз депутат ограничился набором лозунгов. Дважды употребив термин «исторический», Слуцкий обратился напрямую к жителям Крыма и города-героя Севастополя: «Отныне статус и условия пребывания Черноморского флота будут регулироваться в конституционном поле РФ! Это то, что все годы новейшей истории ждали и военнослужащие ЧФ, и жители Севастополя!!! Поэтому соглашения денонсируются!!!» Других аргументов у Слуцкого не нашлось, да они никому и не потребовались: вопросов по сути документа о денонсации в зале не возникло.
Выступить по существу вопроса пожелали два депутата. Первый – обязательный лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который, впрочем, тоже никаких доводов не привел, зато пытался объяснить залу, что никакой дружбы народов не существует, ругал ошибки, допущенные во внешней политике, и, как обычно, сваливал всю вину на большевиков и коммунистов.
Второй на трибуну поднялась Татьяна Москалькова из «Справедливой России». Она фактически повторила речь Карасина, но в более бытовых терминах: «Наш доблестный Черноморский флот сегодня не на территории иностранного государства: он вернулся домой! Поэтому предмет договора исчерпан! И мы больше не будем платить Украине 10 миллионов долларов в год, которые, если честно, не использовались по назначению украинским государством», – зачем-то указала депутат. При этом Москалькова обратила внимание на одну важную деталь: пока базирование ЧФ регламентировалось двусторонними соглашениями, Россия не могла ни модернизировать, ни переоснастить корабли без согласия Украины. Ну и, словно на десерт, парламентарий припечатала: «Украина в последние годы стремилась к НАТО и сейчас подошла к этому вплотную. И полный нонсенс, если на территории НАТО будет базироваться Черноморский флот! – и вдруг неожиданно размечталась. – Наши потомки, надеюсь, вспомнят нас, депутатов шестого созыва, которые поддержали президента и денонсировали эти соглашения…»
Единственный вопрос после этой дискуссии возник у Владимира Бортко из КПРФ: а что хотел сказать в своем выступлении Жириновский? Но на это даже спикер Сергей Нарышкин так и не сумел ответить.
А пакет соглашений Госдума денонсировала единогласно.