Арвинд Кеджривал. Фото: stasiareport.com

В «самой большой демократии мира» опять выбирают власть. В Индии никогда и ничего не делается сразу, а потому всеобщие парламентские выборы будут продолжаться больше месяца – с 7 апреля по 12 мая. Более 800 миллионов избирателей за девять этапов (по очереди в разных регионах страны) изберут партию, которая сформирует новое правительство и назначит премьера. 

Главные соперники не меняются уже два десятка лет: это старейшая партия Индийский национальный конгресс (ИНК) и главная сила «индусского национализма» Бхаратия джаната парти (БДП), в переводе – Партия индийского народа. Они давно и ожесточенно толкаются локтями на местном политическом поле. ИНК на этот раз идет ва-банк: кандидат от этой партии – Рахул Ганди, молодой представитель легендарного клана Неру-Ганди (правнук Джавахарлала Неру, внук Индиры Ганди и сын Раджива Ганди). Кандидат от БДП – Нарендра Моди, главный министр штата Гуджарат и тоже весьма популярный политик. 

Однако, по мнению СМИ, едва ли не больший интерес и в Индии, и в мире вызывает совсем молодая Аам аадми парти (Партия простого человека, ППЧ). Эта новая сила пришла в индийскую политику с улиц: ее основали участники массовых уличных голодовок против коррупции. И многие теперь ждут, что эта партия сумеет изменить лицо индийской политики.

Третья сила против коррупции

Аам аадми парти, которая объявила целью борьбу с продажной властью, появилась лишь год с небольшим назад. И уже стала сенсацией, одержав ряд громких побед. Ее лидер Арвинд Кеджривал (45 лет, что по местным политическим меркам немного) в недавнем прошлом – близкий соратник известного «голодного воина» Анны Хазаре. Того самого, который в 2011 году устроил в столице Индии свой «майдан» – его голодовка на площади Рамлила-Мейдан заставила власти начать рассмотрение законопроекта о борьбе с коррупцией. 

В конце минувшего года пока этот законопроект все же оказался одобрен, хотя от борцов с коррупцией это потребовало новых усилий, а от Хазаре – еще нескольких голодовок. После громких голодных акций Кеджривал пришел к выводу, что для окончательной победы над коррупцией надо идти «в логово врага» – в политику.

Здешняя политика со стороны кажется пестрым болливудским масала-фильмом, сошедшим прямо с экрана. Каждой приправы по горсти: по-западному написанная Конституция, политики в европейских костюмах, но в тюрбанах или с шиваитскими символами, нарисованными на лбу. Предвыборные демонстрации, которыми руководят индусские святые, поющие санскритские мантры. Голодовки под политическими лозунгами с традиционными песнями и музыкой…

В кастовой стране политика тоже стала кастой. Политическая жизнь здесь – это противостояние давно сформированных кланов и групп, в которых все друг друга знают. Есть влиятельные федеральные силы и кланы, например всем известная семья Неру-Ганди, выходцы из которой управляли Индией большую часть ее независимой истории. Есть региональные семьи и кланы на уровне штата или даже деревни. Нередко на местах всплывают какие-то новые имена, но на поверку они часто оказываются новым изданием старых политических сил. Разобраться в этом постороннему непросто, а уж попасть в этот мир со стороны – тем более. Кеджривалу это удалось – на удивление всем.

Он родился в штате Харьяна в 1968 году в небогатой семье инженеров. По окончании Института технологий в городе Харагпуре несколько лет работал на государственной службе, тогда же, по его словам, увидел коррумпированность национальной бюрократии и присоединился к Хазаре. 

Появление Партии простого человека в 2012 году стало результатом раскола в «команде Хазаре» – Кеджривал до недавнего времени считался едва ли не правой рукой «голодающего подвижника». Он представлял молодежь, уверенную, что борцам с коррупцией необходимо политическое крыло. А вот Хазаре категорически отказывался от членства в любой партии: он свято убежден, что все политические партии продажны, а политики «жадные люди». 

Программное заявление на сайте Аам аадми парти объясняет причины ее создания: «Уже два года миллионы простых индийцев выходят на улицы, чтобы бороться против самого большого зла в нашей стране – коррупции. Антикоррупционное движение раскрыло уродливый и жадный лик наших политиков. Никакая партия сегодня не служит интересам простого человека». 

Мол, пора такую партию создать и «возвратить политическую власть в руки людей».

С метлой наперевес


Члены партии Аам аадми парти во время выступления своего лидера. Фото: stasiareport.com

Молодая партия тут же пошла в наступление. Своим символом она выбрала метлу: мол, будем выметать коррупцию! На прошедших в начале декабря выборах в Национальной столичной территории Дели эта партия заняла второе место. На тех выборах ей удалось обойти ИНК, и уступила она второй по влиянию партии, БДП. Но «простые люди» тут же договорились о создании коалиционного правительства с ИНК, и вот в конце декабря Кеджривал стал главным министром (проще говоря – мэром) индийской столицы. Столь быстрого и серьезного успеха индийская политика еще не знала!

Антикоррупционный мэр Кеджривал тут же начал с шумных акций: отказался от переезда в роскошную резиденцию градоначальника, сказав, что намерен подобрать жилье попроще. А затем организовал «пикет протеста» у здания МВД с требованием переподчинить ему столичную полицию. Без этого, по его мнению, продажных полицейских не приструнить. Двухдневный протест (в ходе которого мэр ночевал на улице) привел к столкновениям его сторонников с полицией, несколько человек пострадали, и только после этого Кеджривал решил «приостановить» акцию. 

Мэр также организовал горячую телефонную линию для получения информации о коррупции: только в течение первых трех недель ее работы было получено около 20 тысяч звонков, около 1200 из них сочли серьезными, и по ним будет проводиться проверка.

Кеджривала тут же начали критиковать: например, за «соглашательство»: партия Индийский национальный конгресс была одной из главных мишеней для критики борцов с коррупцией, но в Дели ИНК стал партнером Кеджривала по коалиции. Другие обвиняли мэра в «банальном популизме». Третьи – в недостаточной решительности.

Однако мэрство молодого политика закончилось довольно быстро: всего за 50 дней. «Антикоррупционный» градоначальник подал в отставку 14 февраля. Причина – отказ городской ассамблеи (законодательного собрания Дели) принять предложенный им жесткий вариант закона о борьбе с коррупцией. Мэр обвинил парламентариев в продажности и хлопнул дверью. Тогда ряд СМИ успели объявить о «быстром конце эпохи ППЧ».

Однако Кеджривал вовсе и не собирался сдаваться, теперь его цель – всеобщие парламентские выборы. Пресса Южной Азии активно обсуждает, что его отставка с поста мэра, возможно, была рассчитанным шагом – чтобы на фоне поднявшегося шума принять участие в борьбе за парламент страны. 

Тем временем мода на «партии из народа» набирает обороты: на днях в экономической столице Индии городе Мумбаи была зарегистрирована Хаас аадми парти (Партия важного человека). Ее глава и создатель некий Мирза Дас Хазари заявил, что цель партии – «сделать всех простых людей важными людьми в этой стране» и, конечно, борьба с коррупцией. Символом новой партии стал мусорный бак

А на сторону Кеджривала уже стали переходить активисты других партий. В частности, в начале апреля сразу большая группа активистов ИНК заявила, что отныне будет агитировать за Партию простого человека. 

Пока трудно сказать, насколько успешным будет дебют «простых людей» на всеобщих парламентских выборах – традиционные политические тяжеловесы явно не намерены уступать. Но уже ясно одно – расшевелить застоявшееся болото индийской политики «простым людям» уже удалось.