Во сколько обходятся бюджету государственные сайты и насколько качество сайта зависит от вложенных в него средств? Чтобы это выяснить, эксперты Фонда свободы информации отправили запросы в федеральные органы исполнительной власти, а также в региональные органы исполнительной и законодательной власти. Мы просили ведомства указать, во сколько обошлось создание и техническое сопровождение их официальных сайтов, проанализировали полученные ответы и соотнесли стоимость сайтов с качеством их информационного наполнения.
Информацию нам предоставили далеко не все. Значительное количество запросов осталось без ответа (особенно отличились федеральные ведомства, проигнорировав 57% наших запросов), многие ответили отказом. В ряде ответов утверждалось, что создание и обслуживание госсайта выполняется штатными сотрудниками в рамках их служебных полномочий и не требуют выделения дополнительных средств. Но очевидно, что для сайта необходимы как минимум оплата хостинга и программного обеспечения.
Самый частый вариант отказа предоставить информацию о стоимости сайтов региональных парламентов звучит приблизительно так: эти сведения относятся не к сфере непосредственных функций государственного органа, а к его хозяйственной деятельности. Главный аргумент при отказе со стороны региональных исполнительных органов – информация есть в открытом доступе на сайте госзакупок. Но поиск этой информации затруднен: часто из большого государственного заказа невозможно выделить ту часть, которая закладывалась именно на создание и ведение информационного ресурса. Кроме того, многие сайты были созданы до появления самого ресурса госзакупок (2011 год), соответственно, информация о них не опубликована.
По полученным данным, сайты федеральных органов исполнительной власти намного дороже региональных ресурсов. Этому есть объяснение: большинство федеральных сайтов обладают массивными базами данных, создание и развитие которых требует больших ресурсов. К тому же многие из этих сайтов размещают на доменах второго уровня сайты региональных отделений. В целом федеральные сайты отличает и высокое качество оформления, что также увеличивает стоимость.
Стоимость самого дорогого сайта федеральной исполнительной власти (Росреестр) – 158 млн 105 тысяч рублей, самый бюджетный обошелся ФСКН России в 1 млн 173 тысячи рублей. Разница значительная, хотя это закономерно: за разными федеральными органами может быть закреплено разное количество задач и функций, которые требуют различных ресурсов.
Стоимость официальных сайтов региональных парламентов колеблется от 17 тысяч 310 рублей (Народный хурал Республики Калмыкия) до 860 тысяч рублей (Орловский областной совет народных депутатов). То есть самый бюджетный информационный ресурс органа законодательной власти в 50 раз дешевле самого дорогого.
Самый дорогой сайт региональных органов исполнительной власти стоит 22 млн 228 тысяч 500 рублей и принадлежит правительству Воронежской области. Стоимость самого бюджетного сайта (правительство Ульяновской области) составляет 20 тысяч рублей. Получается, что самый дорогой сайт (если предоставленная информация достоверна) стоит в 1111 раз дороже самого бюджетного.
За региональными органами закреплены схожие обязанности и полномочия, а значит, их сайты должны быть приблизительно схожи в структурно-функциональном плане. Поэтому серьезная поляризация крайних значений в данном случае настораживает.
Главный вопрос, которым мы задавались, начиная это исследование: есть ли взаимосвязь между средствами, затраченными на государственный сайт, и его информационной открытостью? Логика подсказывает: чем сайт дороже, тем более качественным и информационно доступным он должен быть. Как выяснилось, это не так.
Например, по результатам аудита сайтов региональных парламентов сайт Волгоградской областной думы, который является одним из самых бюджетных в списке (51 тысяча 640 рублей), занял в 2013 году первое место в нашем рейтинге информационной открытости. В свою очередь, самый дорогой сайт списка, принадлежащий Орловскому областному совету народных депутатов (860 тысяч рублей), в том же рейтинге занял только 43-е место.
Сайт правительства Ульяновской области обладает наилучшим соотношением затраты/открытость среди всех региональных органов власти. Его стоимость – 20 тысяч рублей. Изначально показатель открытости сайта составлял 49,8%, однако после взаимодействия с экспертами Фонда свободы информации его информационная открытость повысилась до 71,4%. И это не единственный случай. Некоторые сайты за период работы с экспертами улучшают свои показатели вдвое без каких-либо технических модификаций и внедрения новых дорогостоящих опций.
То, что высокая стоимость сайта и его информационная открытость далеко не всегда соотносятся напрямую, говорит о разной степени эффективности расходования бюджетных средств. На это оказывает влияние множество факторов: от региональных цен на услуги в этой области до коррупциогенных факторов, которые искусственно завышают стоимость сайта. Очевидно, что для создания качественного ресурса, который максимально отвечал бы требованиям законодательства и информационным потребностям граждан, важен не объем затраченных средств, а эффективность их использования.
Примечание: мы не учитывали дату создания сайтов госорганов, потому что этот фактор не является определяющим для их итоговой стоимости.
Подробный отчет о результатах исследования тут.