Фото: REUTERS

Огромный президентский кортеж с американскими флагами стремительно проехал по улицам Эр-Рияда в направлении небольшого, но уютного оазиса Равдат Хурайм. Там, среди пальм, верблюдов и обильно позолоченной мебели в стиле рококо несколько дней назад прошла встреча на высшем уровне между лидером свободного мира Бараком Обамой и хранителем двух исламских святынь, его величеством королем Саудовской Аравии Абдаллой бин Абд аль-Азизом. Обама был обаятельным, учтивым и внимательным, король Абдалла – настороженным и уставшим. Но, несмотря на плохое самочувствие (сказывается возраст – не то 89, не то 90 лет), встреча продолжалась более трех часов. Американцам и саудовцам всегда есть о чем поговорить: об иранской угрозе, ценах на нефть, исламском терроризме, «арабской весне», безопасности Персидского Залива (он же Арабский, если судить по картам, напечатанным в Саудовской Аравии). На личные темы поговорить не удалось, а может быть, и не захотелось – все же саудовский монарх почти на сорок лет старше американского президента, да, кроме того, мужчинам ли заниматься сплетнями да пересудами? 

Тем временем в другом позолоченном дворце неподалеку от прибрежного города Джидда две молодые девушки, Сахар и Джавхар, беседовали по скайпу с журналистами британского телеканала Channel 4. Фамилия у девушек была такая же, как и у монарха, – Абд аль-Азиз ас-Сауд, и были они единокровными сестрами и самыми что ни на есть настоящими саудовскими принцессами, родными дочерьми короля Абдаллы. Принцессы крови горько жаловались журналистами на своего родителя и рассказали, что он держит их и еще двух сестер – Маху и Халу – в заточении последние 12 лет. 

Мать всех четырех принцесс, принцесса Ануд аль-Файез, живет в Лондоне и оттуда ведет борьбу за свободу своих дочерей. Принцесса Ануд утверждает, что после ее развода с королем Абдаллой (в общей сложности саудовский монарх вступал в брак 13 раз и прижил 40 детей) тот разрешил ей покинуть страну, но без дочерей. В соответствии с саудовским законом, при разводе дети старше шести лет практически всегда остаются с отцом, вот и принцесса Ануд не стала исключением. А чтобы иcключить возможность побега, ее дочери были заточены в самую настоящую золотую клетку, где они живут и по сей день. 

В Саудовской Аравии заточенных принцесс называют «девушками Эр-Рияда» – по аналогии с популярным одноименным романом о любовной жизни четырех подруг, жительниц саудовской столицы. Сегодня делом «четырех принцесс» занимается адвокат Ролан Дюма, бывший министр иностранных дел Франции, который регулярно пишет письма и петиции в различные международные инстанции. Но кто указ саудовскому королю? Уж точно не ООН, куда Дюма обращался не раз, да и сильные мира сего в домашние саудовские разборки вмешиваться не намерены. 

Шутки шутить изволит

В ходе визита Обамы в Саудовскую Аравию история о заточенных принцессах обошла всю международную прессу, а их мать лично обратилась к лидеру свободного мира с просьбой о помощи. По ее сведениям, девушки находятся в самой настоящей тюрьме и в последнее время им даже не разрешают выходить за продуктами или лекарствами. Но что поделать – настоящие мужчины не плачут, а также не вмешиваются в семейные дела друг друга. Вот и Барак Обама решил не вмешиваться в саудовский семейный скандал. 

Разумеется, ситуация с четырьмя принцессами достаточно типична для Саудовской Аравии, где мужчины являются юридическими покровителями женщин и могут по своему усмотрению разрешить или запретить супруге, сестре или дочери выехать за границу, учиться или работать. Насилие в семье, а также насилие против детей в Саудовском Королевстве зашкаливает за все мыслимые нормы, однако «мутаву» – саудовскую полицию нравов – интересуют в основном воркующие в ресторанах неженатые парочки, а не отцы-садисты, которые насилуют и затем убивают своих дочерей. 

В Саудовской Аравии казнят женщин, уличенных в прелюбодеянии, доморощенных чародеев и магов, которые гадают на кофейной гуще, а за оскорбление или даже невинную критику в адрес королевской особы или правящего режима можно на долгие годы угодить в тюрьму. Но когда лидер свободного мира встречается с хранителем двух святынь, он всегда находит более интересные темы для разговоров: Иран, нефть, безопасность, террор. 

Помнится, когда-то, в незапамятных 1990-х, США угрожали санкциями в адрес тех стран, которые признали режим злодеев-талибов, которые казнили женщин и пытались вернуть Афганистан в Средневековье. Но ни слова о двойных стандартах. Это ведь совершенно иная ситуация. Нужно говорить о нефти, Иране, безопасности и терроре, и поэтому диалог с людоедом вполне оправдан и легитимен. 

Точно так же, как легитимны и шуточки, отпущенные в ходе прошлогодней встречи с султаном Брунея. Тогда Обама предложил султану – Хасанналу Балкиаху, одному из самых богатых людей на планете – пройтись по нью-йоркским магазинам, чтобы «оздоровить американскую экономику». Как раз перед этой встречей султан заявил, что намеревается ввести в своей стране шариатский кодекс, включая отрубание рук за воровство, наказание плетью за «развратные действия и внешний вид» и коронный номер шариатского законодательства – побиение камнями прелюбодеек. Но разве суровые нормы шариата, которые явно идут в разрез с самыми базовыми правами человека, – это повод для ссоры между хорошими людьми? 

Взаимоотношения с недемократиями, в особенности с жестокими автократическими режимами или теократиями, всегда были головной болью для США. Не в том смысле, что кто-то в Белом доме не спал ночами и мучился из-за нарушения прав человека в Египте или Иране времен шаха Пехлеви. А из-за вечной дилеммы: как съесть торт и одновременно оставить его целым. С одной стороны, есть интересы и политика, с другой – а как же быть с демократизацией, свободными выборами, реформами и прочее и прочее? 

К счастью для обитателей Белого дома, их политические советники всегда находили более или менее приемлемые решения. Да, в Саудовской Аравии мужчина может убить свою жену и не получить никакого наказания, а сам король может по прихоти заточить своих дочерей в золотую клетку, зато он же обещал рассмотреть вопрос о предоставлении женщинам права на вождение автомобиля и о введении обязательных уроков спорта в женских школах. 

Это ли не прогресс и реформы, о которых всегда можно сказать «медленно, но верно»? Еще этой фразой можно охарактеризовать интерес США к Саудовской Аравии и Ближнему Востоку в целом. Пока Саудовское Королевство остается ключевым игроком на нефтяном рынке, с которым нельзя ссориться. Но в прекрасном далеком будущем, когда вопрос о нефтяной зависимости Запада отпадет, можно будет замолвить пару слов и о высокородных узницах из Джидды. Правда, к тому времени девушкам уже может стукнуть за 60 (сегодня им от 30 до 42 лет) и они окончательно потеряют шанс на рождение ребенка (еще одно базисное человеческое право), но кто считает...