«Газпром» выставил украинской госкомпании «Нафтогаз» счет на $11,388 млрд. Об этом рассказал зампред правления российского концерна Александр Медведев, передает «Интерфакс».

По словам Медведева, счет выставлен в связи с невыборкой Украиной газа по условию «бери или плати» (take-or-pay) в 2013 году. Принцип «бери или плати» подразумевает, что Киев должен ежегодно платить за прописанные в газовых договорах объемы топлива, даже если они не были выбраны.

По контракту «Нафтогаз» должен был выбрать за год 41,6 млрд кубометров газа, а на деле выбрал только 12,9 млрд кубов. При этом украинская сторона до сих пор не погасила задолженность по оплате уже поставленного из России топлива. На сегодняшний день она превышает $2 млрд. Кроме того, 23 апреля стало известно, что «Нафтогаз» пока не рассчитался с российской стороной за апрельские поставки; таким образом, сумма долга возрастет.

23 апреля в «Газпроме» предложили «Нафтогазу» перейти на систему предоплаты газовых поставок. Подобная мера также предусмотрена контрактами сторон; на авансовую форму оплаты украинская сторона может быть переведена в случае невыплаты задолженности по газу.

В «Нафтогазе» подчеркивали, что готовы платить за российское топливо не более $268,5 за тысячу кубометров. Именно по такой цене украинская компания закупала газ в первом квартале 2014 года. По сравнению с 2013 годом стоимость топлива для Киева снизилась почти на треть: соответствующую скидку в рамках помощи соседнему государству предоставила Россия.

С начала апреля, однако, Москва отменила льготы для Украины по газу, в результате стоимость тысячи кубов подскочила до $485,5. Украинские власти назвали новую цену завышенной и  отказалисьзакупать по ней топливо.

В ноябре прошлого года украинские СМИ со ссылкой на депутата от Партии регионов Александра Ефремова сообщали, что «Газпром» готовится подать иск к «Нафтогазу» в Стокгольмский арбитраж на сумму $10 млрд. По словам Ефремова, претензии российского концерна были связаны как раз с недобором топлива «Нафтогазом». В самих газовых компаниях иск никак не прокомментировали; позднее о возможных судебных разбирательствах сторон ничего не сообщалось.