За что страдает Украина? – спросите вы. Почему президент России Владимир Путин проводит военные маневры на границе с ней, показывая, что ему совершенно не все равно, что его волнует судьба новороссийских симпатизантов Кремля? Может быть, хватит поддерживать сепаратистов, если нет желания немедленно взять всю Восточную Украину к себе, в Россию? Понятно, что если бы вопрос перед ее жителями поставили именно так: хотите, братья, к нам, в Россию? – они бы ответили «да». Но вопрос никто так не ставит: Россия говорит о федерализации, то есть видит Новороссию частью Украины, на бумаге она согласна с тем, что надо разоружить все незаконные вооруженные формирования, а значит, и крепких парней под российскими флагами из Славянска. Если есть желание, надо разоружать. Но, кажется, никакого желания разоружать нет.
Кажется, что у Москвы одна задача – сорвать выборы президента Украины. А потом решить, что делать дальше. Это – тлеющая гражданская война, раздуть или потушить которую можно будет только из Кремля, знаменитое «ни мира, ни войны» Льва Троцкого, высказанное не с позиции слабости, как в декабре 1917-го, а с позиции силы. Вот, мол, не будет вам ни войны, ни мира, пока я не захочу. Побегайте, попросите. Почему Путин так жесток с этой страной? Потому что Украина – это его головная боль. Потому что он потратил десятки миллиардов долларов, чтобы вылечить эту головную боль, а она все равно нет-нет да и сдавит виски: Киев, Майдан, революция. Деньги, годы, часы и дни трудов и переговоров ухнуты в эту бездонную бочку, а она все равно возьми да и выкинь снова: «Киев-Майдан-революция». Это обида. Это личное в каком-то смысле. Это Украину так наказывают за геополитические шатания и любовь к несогласованным общественно-политическим мероприятиям на свежем воздухе.
Вот народный мэр Славянска Вячеслав Пономарев уверен, что им с Путиным слов не нужно, они без слов друг друга поймут и у них – у Пономарева и Путина – все получится. Но кажется, Пономарев ошибается. Пока Пономарев занимался строительным бизнесом в Киеве, президент Путин не спал ночей, работая над проектом, который лишит правительство Пономарева и страну Пономарева денег. По трубам, идущим через Украину, можно прокачивать 150 млрд кубометров газа в год. В 2013 году прокачали меньше 60% от этого объема. Во всем виноват «Северный поток». Путину он обошелся в десять с лишним миллиардов долларов, но его построили специально, чтобы не думать о том, кто сидит в здании на Банковой улице в Киеве. Его строили шесть лет в общей сложности и наконец построили: в 2012 году обе ветки потока заработали на полную мощность.
Если загрузить его под завязку и поддать еще газу через Белоруссию, про Украину через два года можно будет забыть навсегда. И пусть туркмены торгуются с Киевом о цене кубометра, а Россия в любом случае заработает на транзите, получив свои деньги не с одних, так с других. И вот все готово. Обе нитки потока исправно гонят газ в Европу. А голова все равно болит. Русскоязычное население. Американский флот в Севастополе. Каратели. Ярош. Обида невольно подступает к горлу. И те (Янукович и его компания нахлебников), и эти (новые революционные директора, подручные Юлии Тимошенко и львовской интеллигенции) – все одним миром мазаны.
От Януковича, положа руку на сердце, Путин хотел только двух вещей. Чтобы он крепко держал в своих руках власть. И чтобы хотя бы не мешал России зарабатывать на Украине деньги. О помощи речи не шло. И то и другое у Януковича получалось плохо. Но Путин все равно упрямо его поддерживал. Его возили на съезды «Единой России», с ним часами беседовал Владислав Сурков, с его премьером Николаем Азаровым сам Путин подписывал многочисленные соглашения о совместных проектах. Но корм был не в коня. Власть сыпалась у Януковича из рук, а украинские олигархи атаковали русский бизнес как хотели.
В декабре 2011 года, например, украинская компания «Укртрансаммиак» без объявления войны перерезала российской компании «Тольяттиазот» единственный канал сбыта ее продукции – аммиакопровод, идущий от Волги до Одессы. Месяц с Украиной бились коммерсанты и подоспевшие им на помощь российские чиновники, и ситуацию удалось разрядить: аммиакопровод заработал снова. Все российские нефтяные компании на Украине стали жертвами рейдеров и чиновников. «Лукойл» выдавили из бизнеса, организовав перебои с поставками нефти на Одесский НПЗ, у «Татнефти» рейдеры при попустительстве властей просто отобрали Кременчугский НПЗ в 2007 году. Приход Януковича к власти компании не помог – она по-прежнему не может вернуть себе свою собственность. Романа Абрамовича на Украине просто кинули, Путин об этом честно рассказал во время первого после начала украинского кризиса сеанса общения с прессой.
И вот через 10 лет после той революции, после трех лет постоянной поддержки Януковича снова здравствуйте: «Киев-Майдан-революция». Снова наглецы, только на этот раз совсем, с точки зрения Кремля, отмороженные. Никто из них не соблаговолил позвонить Путину и сказать что-то вроде: «Вот, мол, мы – новая власть. Гарантируем сохранность российской собственности и капиталов». Никто не сделал ни одного шага навстречу с опущенной головой. Поэтому эти революционеры будут наказаны Кремлем, и это – личное. Поэтому их выборы Москва не признает никогда. И поэтому пока конфликт с Западом не начнет бить по жизненным интересам России или пока новая власть в Киеве босиком и простоволосая не пройдет весь путь в Москву – Каноссу, страдания Украины не прекратятся.