Сторонники федерализации во время захвата здания Главного управления МВД Украины. Фото: ИТАР-ТАСС / Валерий Матыцин
Вчера, во вторник, наш Луганск вернул себе имидж буйного города. За считаные часы власть там перешла в руки Луганской народной республики, провозглашенной в выходные. Ключевые госучреждения захвачены повстанцами, и не похоже, что в Киеве знают, как разобраться с ситуацией.
Как это было
Напомним, на прошлой неделе Киеву был поставлен ультиматум: «амнистия всем политзаключенным, референдум, отмена повышения цен и тарифов, русский язык» или же повстанцы переходят к неким активным действиям. Через полтора часа после истечения срока ультиматума начался штурм облгосадминистрации. Несколько тысяч протестующих и сравнительно небольшая группа активистов в разномастном камуфляже подошли к зданию и, разбив несколько окон, заняли здание. Все случилось быстро: силовики сопротивления не оказывали, а сотрудников учреждения распустили заранее. Во дворе ОГА обнаружилось около сотни бойцов Внутренних войск, которых после непродолжительных переговоров «отпустили домой», то есть в их воинскую часть. Разоружать их не стали – сговорились на том, что они опечатают оружие в собственной оружейке, где его будут стеречь местные милиционеры и представители повстанцев. Над ОГА был поднят триколор и флаг Донецкой народной республики.
Далее протестующие направились к облпрокуратуре. Сотрудников оттуда вывели, а из окна вывесили знамя в цветах георгиевской ленты. Таким же образом был взят Апелляционный суд. Около 18 часов группа лиц с автоматическим оружием посетила областную телекомпанию, после чего повстанцам было предоставлено эфирное время для обращения к гражданам. Представитель штаба Луганской республики Вячеслав Петров призвал горожан не паниковать. «Все будет в порядке. Мы готовимся к референдуму, который состоится 11 мая. Каждый должен подумать и сделать выбор», – заявил он. Экс-гендиректор областного телеканала сообщение о захвате опроверг. Трансляция украинских телеканалов также прекращена не была.
Несколькими часами позже появилось сообщение о том, что захвачен городской совет. У входа в здание возводят баррикады и дежурят вооруженные люди. Но горячее всего было вчера у здания областного управления милиции. Правда, до штурма дело не дошло: милиционеры бросили из окон пару свето-шумовых гранат, а протестующие расстреляли камеры видеонаблюдения. Спустя некоторое время начальник УМВД написал рапорт об отставке, а вместо него был провозглашен новый – «народный». Ночью группа протестующих вошла в здание и заняла первый этаж учреждения. Однако, по данным на утро среды, областное управление милиции работает в штатном режиме.
Количество пострадавших в ходе событий пока уточняется. На данный момент известно, что огнестрельное ранение в грудь получил активист местного евромайдана адвокат Игорь Чудовский. Во время штурма ОГА в одного из протестующих случайно попал камень, а другой свалился со ступеней на входе в здание. Также произошло несколько эпизодов рукоприкладства. Утром в среду обстановка в Луганске стабилизировалась: захваченное осталось захваченным, массовых волнений нет.
Сторонники федерализации во время захвата здания Главного управления МВД Украины. Фото: Reuters
Что это было
События вторника показали, что в Луганске власть принадлежала Киеву чисто формально и ровно до тех пор, пока на нее не позарились местные «республиканцы». Восточная Украина выскальзывает из-под контроля киевского правительства – так описала события в Луганске британская газета The Guardian, и с этим трудно не согласиться. Интересная деталь: по данным СМИ, для защиты Луганской ОГА были задействованы силовики из других регионов. Фактически это значит, что на местных правоохранителей Киев положиться не может. Такую версию вчера подтвердил и Александр Турчинов. По его словам, в МВД и СБУ будет объявлен набор добровольцев. Однако предыдущая попытка создать некую «самооборону» в Луганске обернулась провалом: спустя несколько дней ее лидер был задержан повстанцами. О неготовности применять оружие против протестующих заявила и Виктория Сюмар, заместитель секретаря СНБО. Силовиков вполне можно понять, ведь здания штурмуют при участии массы обычных людей. Так, по некоторым оценкам, луганское управление МВД вчера осаждало до пяти тысяч человек.
Что будет делать в сложившейся ситуации Киев, пока неясно. Переназначение руководителей силовиков в Донбассе и воззвания к «патриотам» похожи скорее на символические жесты, чем на план. Есть подозрения, что новая власть собирается просто игнорировать происходящее и пытаться локализовать бунт в пределах Донбасса. Так, во вторник вечером министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что президентские выборы, назначенные на конец мая, пройдут там, где это будет возможно. «Те города, которые не хотят в этом участвовать, они определяют свою судьбу сами. Они сами решили, чего они хотят», – заявил он. Фактически глава МВД признал, что Киев не в состоянии диктовать свою волю непокорным регионам и их участие в политическом процессе – дело их собственного выбора.
Впрочем, есть версия, что пассивность Киева в отношении бунтовщиков – это часть некоего плана. Так, на днях посол США на Украине Джеффри Пайетт похвалил тактику правительства. «Наш совет был таким: чтобы правительство следовало тому курсу, которым идет, разработав стратегию, чтобы оружие, деньги и нестабильность не переезжали с одного места в другое, но не прибегало к силовой зачистке административных зданий», – рассказал он прессе. Правда, каким образом эта задача будет реализована на практике, неизвестно. Одно дело – кое-как блокировать Славянск с населением около 120 тысяч человек, и другое – почти полумиллионный Луганск. И это при том, что даже блокада Славянска – факт весьма сомнительный.
Между тем власти Луганской народной республики назначили на 11 мая референдум о статусе области в составе Украины. Напомним, там планируется поставить вопрос об автономном статусе Луганской области в составе Украины. Если граждане выберут автономию, на референдум будет вынесен второй вопрос: стать независимой республикой или же присоединиться к РФ на правах автономии. Интересно, что в Центральной избирательной комиссии о возможности референдума (правда, всеукраинского), говорят положительно и даже называют возможную дату его проведения (15 июня). Кроме того, вчера премьер-министр Арсений Яценюк призвал Верховную раду принять изменения к Конституции пораньше, до президентских выборов. Стоит ли рассматривать это как сигнал Киева о готовности к уступкам, вопрос спорный. Пока что ясно одно: силовых ресурсов для подавления донбасского бунта у Киева нет. Но каким образом правительство будет решать проблему в политическом поле, пока неясно.