Сгоревшие каркасы общественного транспорта на Социалистической улице в Краматорске. Фото: Reuters
Самым страшным событием минувшей недели на Украине стало побоище в Одессе. Однако было жарко и у нас в Донбассе. Вопреки ожиданиям, ситуация в регионе существенно обострилась, но расстановка сил в целом осталась прежней. Ни повстанцы, ни правительство отступать пока не готовы.
Донецкая область
На Донетчине одновременно активизировались и силовики, и повстанцы. В областном центре были захвачены управление СБУ, военная прокуратура, областная прокуратура и Ленинский райисполком. Также был разгромлен офис Индустриального союза Донбасса – компании, связанной с Сергеем Тарутой, нынешним губернатором области. В городе происходят стычки между сторонниками Донецкой народной республики и милицией. В воскресенье, не дожидаясь захвата, над городским управлением МВД в Донецке сами милиционеры вывесили флаг ДНР. Напомним, что под контролем повстанцев также находится Донецкая облгосадминистрация, областное управление милиции, мэрия и телецентр. Короче говоря, киевская власть остается в Донецке чисто номинальной. Формальные полномочия первых лиц города и области не подкреплены достаточными силовыми ресурсами.
Впрочем, кому реально принадлежит власть на Донетчине, это еще большой вопрос. Так, в пятницу в Донецк с неофициальным визитом прибыл Владимир Лукин, высокопоставленный представитель Владимира Путина. И прибыл он вовсе не в захваченную сторонниками ДНР ОГА, а в гости к бизнесмену Ринату Ахметову. Лукин остановился в личной резиденции олигарха. На следующий день СБУ обнародовала аудиозаписи телефонных переговоров Лукина с лидером повстанцев Игорем Гиркиным (Стрелковым). В СБУ полагают, что российская сторона имеет влияние на повстанцев и координирует их действия. О подробностях встречи Лукина и Ахметова достоверных данных нет, однако авторитет последнего среди повстанцев весьма сомнителен. Так, в воскресенье в городе Енакиево сторонники ДНР пикетировали «ахметовский» металлургический завод (есть данные и о попытке штурма), а в конце апреля в Луганской области протестующие и рабочие штурмовали предприятие «Краснодонуголь».
Как бы то ни было, эпицентром противостояния на минувшей неделе были Славянск и Краматорск – там развернулись настоящие бои между силовиками и повстанцами. Тем не менее на данный момент Славянск остается под властью повстанцев, однако силовики заблокировали их в городе, взяв под свой контроль все блокпосты. «Сегодня мы имеем полный контроль над внешним радиусом этого города, где установлены 14 блокпостов, контролируемых силами АТО», – заявил в субботу Василий Крутов, глава Антитеррористического центра.
Сторонники федерализации Украины сожгли троллейбусы и маршрутные автобусы в Краматорске. Фото: Reuters
В Минобороны утверждают, что повстанцы согласны на переговоры. Силовики рассматривают такую возможность, но лишь после «полного прекращения террористической деятельности и выдачи диверсантов, которые принимали непосредственное участие в тяжких преступлениях». Сами же повстанцы понемногу отпускают заложников: инспекторов ОБСЕ, иностранных журналистов, а также двоих захваченных в Краматорске милиционеров. К сожалению, в СМИ поступают сообщения о новых захватах гражданских лиц на Донетчине. Например, в выходные в Донецкой области повстанцы задержали троих депутатов Новогродовского горсовета и нескольких горняков. В Краматорске вооруженные люди задержали директора трамвайно-транспортного управления.
В отличие от Славянска в Краматорске повстанцы постепенно сдают позиции. По данным СМИ, под их контролем остается лишь здание местного горсовета. Так утверждают и представители повстанцев. В воскресенье вечером украинские силовики покинули город и вернулись на свою базу на аэродроме. Напряженной остается обстановка и в ряде других городов области. Повстанцы контролируют работу горисполкомов в Горловке, Енакиево, Константиновке, Харцызске, Мариуполе и Макеевке. Кроме того, в Донбассе участились погромы банкоматов «Приватбанка», владельцем которого является Игорь Коломойский, назначенный губернатором Днепропетровщины. В выходные главный офис банка сожгли в Мариуполе. В службе безопасности банка сообщают о ряде попыток уничтожения банкоматов «представителями пророссийских группировок».
Луганская область
В Луганской области самым неспокойным остается областной центр. Напомним, во вторник в городе сторонниками Луганской народной республики были захвачены все ключевые учреждения: облгосадминистрация, горсовет, областная прокуратура и Апелляционный суд. Также состоялась попытка штурма областного управления МВД: действующий начальник милиции подал в отставку, а вместо него был провозглашен «народный». Правда, на следующее утро работа учреждения была восстановлена. В течение недели после переговоров с правоохранителями повстанцы также оставили здания горсовета и прокуратуры. Под контролем повстанцев все еще остается управление СБУ.
Но в субботу вечером обстановка в городе снова накалилась – сторонники Луганской народной республики штурмовали военкомат. Произошла перестрелка с использованием гранат. К сожалению, сведения о произошедшем весьма противоречивы. Секретарь СНБО Андрей Парубий поспешил заявить, что штурм был отбит бойцами Нацгвардии, находившимися внутри. По версии местных корреспондентов, повстанцы и силовики пошли на компромисс: солдаты-срочники сдали оружие и были вывезены с территории учреждения. Оружие было передано под охрану бойцов «Беркута», которые тоже принимали участие в штурме. Однако на следующий день из милиции поступило официальное опровержение относительно участия «Беркута» в беспорядках. «Сотрудники подразделения «Беркут» верны присяге и никогда не предадут своих сослуживцев и оружия», – говорится в сообщении МВД. Командир военной части опроверг информацию о вывозе солдат-срочников и сдаче ими оружия. Тем же вечером повстанцы задержали двух местных активистов Евромайдана, однако уже утром их отпустили.
Между тем в субботу в Луганске был введен комендантский час. Об этом заявил «народный губернатор» области Валерий Болотов. Также он объявил о «полной мобилизации мужского населения области» и запрете деятельности каких-либо партий и политических организаций на ее территории. По его словам, переговоры с киевской властью прекращены, а сама власть является «кровным врагом народа Луганщины». Кроме того, начальнику Луганского УМВД Анатолию Науменко было приказано покинуть территорию области, хотя именно его повстанцы выдвинули на эту должность во вторник, а 1 мая кандидатуру утвердили и в министерстве.
Ситуация в городе пока что остается неоднозначной, но однозначно неспокойной. На въездах сооружаются блокпосты повстанцев, а в центре иногда слышится стрельба. Так, в воскресенье вечером возле захваченного здания СБУ произошла перестрелка, подробности которой выясняются. Днем ранее появились сообщения о перестрелке возле одной из воинских частей города. В области на минувшей неделе было относительно спокойно. Правда, в выходные повстанцами были захвачены пятеро пограничников, однако на следующий день после переговоров их отпустили.
Дальнейшее развитие ситуации в Донбассе спрогнозировать сложно. По состоянию на утро понедельника ни повстанцы, ни правительство не демонстрируют готовности сделать шаг назад. Трагедия в Одессе и активизация АТО мобилизовала сторонников Донецкой и Луганской республик. Сейчас основные силы повстанцев сконцентрированы в Донецке, Луганске, Славянске и Краматорске. Но не похоже, чтобы у них было достаточно сил для длительного сопротивления силовикам. В Киеве это прекрасно понимают и поэтому не слишком торопятся. Например, как сообщили в субботу в МВД, штурмовать Луганск никто не собирается. Впрочем, эта медлительность может быть продиктована не стратегическими расчетами, а чисто тактическими трудностями. Не секрет, что повстанцев поддерживает значительная часть местного населения, что затрудняет проведение АТО. Так же остро стоит вопрос и о лояльности местных силовиков киевскому руководству.