Похороны депутата Вячеслава Маркина, который погиб при пожаре в здании областного совета профсоюзов. Фото: Reuters
Футбольные фанаты

Бои на улицах Одессы 2 мая. Фото: Reuters
Порой выйдешь из дома в кофейню или сигарет купить и попадешь в историю. Или – в Историю. 2 мая после обеда я вышел пройтись по городу: выпить чашечку кофе на Дерибасовской и встретиться на Соборной площади с Сергеем – моим товарищем и болельщиком одесского футбольного клуба. В этот день в городе должен был состояться матч «Металлист» (Харьков) – «Черноморец» (Одесса).
Уличные бои

Пожар у здания областного совета профсоюзов. Фото: ИТАР-ТАСС/ Андрей Боровский
Послышались выстрелы. Через минуту из дыма вывели первого раненого. На месте ему стали оказывать помощь. Подавшись вперед, фанаты оттеснили на миг нападавших в сторону Греческой площади и стали строить баррикады из мусорных баков. Оставшиеся у них за спиной начали разбирать тротуарную плитку и укладывать ее на флаги, запихивать в пакеты и подносить к обороняющимся. Между противоборствующими сторонами встала группа самообороны Майдана, экипированная шлемами, щитами и битами. Через некоторое время подтянулось спецподразделение милиции и заняло место рядом с самообороной, но не пыталось пресечь бойню. За спиной у оборонявшихся стояли группы милиционеров, покуривающих и лузгающих семечки. Люди просили вмешаться, но офицеры отказывались дать приказ своим подчиненным.
Минут через двадцать появились ребята из Совета гражданской безопасности (СГБ) – гражданского ополчения, сформированного за несколько недель до этого и обеспечивающего охрану блокпостов на въездах в город. Крепкие, обученные, экипированные, они просили милицию дать коридор, чтобы пройти и угомонить нападающих. Милиция не позволила. Тогда представители СГБ перешли на другую улицу, ударив нападавших сбоку. Спецподразделение милиции и тут встало между противоборствующими.
Люди были предоставлены сами себе. Далее было три часа ада: в одну и другую сторону летели камни, слышались выстрелы. В город стали подтягиваться одесситы, кольцо вокруг пророссийских активистов сжималось, пока их не зажали на пятачке возле ТЦ «Афина». Рядом с ними загорелся киоск. Стоявшая около меня женщина пыталась дозвониться в пожарную охрану, но звонок все время сбрасывали. Кто-то кричал: «Бензин несите!» Стоявшая неподалеку от меня группа юношей и девушек начала доставать бутылки с пивом, открывать их, выливать содержимое. Кто-то прибежал с пластиковой бутылкой с бензином, нацеженным из припаркованных на соседней улице авто. Стали разливать «коктейли».
Поле Куликово

Пожар в здании областного совета профсоюзов. Фото: Reuters
Придя в лагерь антимайдана, люди разгромили его и сожгли палатки. Пророссийские активисты укрылись в Доме профсоюзов. Они отстреливались и бросали в осаждающих «коктейли Молотова», наступавшие отвечали им тем же. В результате здание загорелось. Находившиеся внутри пытались выбраться наружу. Пожарные все не ехали. Некоторые проукраинские активисты возводили самодельные конструкции, пытаясь помочь тем, кто оказался в охваченном огнем здании. Кто-то прыгал прямо из окон. Пожарные приехали через 40 минут.
Итоги футбольного дня поразили всех масштабами трагедии: более сорока погибших (большинство – сгоревшие в здании Дома профсоюзов), более двух сотен раненых. Проукраинские активисты обвинили в произошедшем Кремль и пророссийских активистов. Те в свою очередь возложили вину за случившееся на киевскую «хунту» и местных проукраинских активистов.
Разбор полетов
3 мая в городе был объявлен двухдневный траур и мораторий на массовые акции. Вся активность перенеслась в соцсети. Интернет-пространство было забито тысячами фотографий, видеороликов и свидетельств с места событий. Заговорили о «русском следе» и участии граждан России и Приднестровья.
К концу дня стала более четко вырисовываться новая картинка. Оказалось, что в случившемся активное участие принимала милиция. На снимках и видео видно, как милиция активно общается с активистами перед столкновениями, а затем вооруженные пистолетами и автоматами Калашникова боевики стреляют из-за спин милиции. Спецподразделения расступаются перед ними, вооруженные люди выходят вперед, производят выстрелы и снова скрываются за спинами милиционеров.
Становилось ясно, что одну из главных ролей в событиях 2 мая сыграл заместитель начальника областного ГУ МВД, начальник милиции общественной безопасности Дмитрий Фучеджи. Дальше пошли интерпретации. В пророссийских СМИ говорили, что киевская «хунта» применила оружие против мирных граждан, в проукраинских – о содействии милиции пророссийским боевикам. Украинские активисты требовали немедленной смены областного руководства МВД.
Попытка реванша

Люди в сожженном Доме профсоюзов. Фото: Reuters
В итоге руководство ГУ МВД в Одесской области было уволено, а новым начальником областной милиции стал бывший начальник Управления МВД Украины в Черниговской области, генерал-майор милиции Иван Катеринчук, известный своей проукраинской позицией.
Кто виноват?
Сразу хочу отметить – как одессит и как человек, возглавлявший несколько лет департамент социологических исследований Института Горшенина в Одессе, – в городе нет внутреннего потенциала противостояния по линии Россия – Украина. Да, одесситы в большинстве своем русскоязычные, да, они в большей степени ориентированы на русскую культуру. Многие имеют бизнес-связи с Россией. Но говорить сегодня обобщенно о Юго-Востоке или какой-то мифической Новороссии некорректно. Одесситы сегодня в своем подавляющем большинстве настроены проукраински. Да, нам не нравятся многие персонажи в новой столичной власти, у нас есть много вопросов. Тем не менее целостность государства и мир в городе – неоспоримая ценность. Ее значение особенно выросло после российской аннексии Крыма. Многие из тех, кто прежде заигрывал с Россией, осознанно перешли в стан сторонников единства Украины. Для объективности картины важно понимать, что настроения в Одессе принципиально отличаются от настроений в Донецке, Луганске и даже Харькове.
Отсюда следует: да, в городе есть разные мнения, но город не разделен непреодолимой пропастью между людьми одной и другой культурной и геополитической ориентации. Рассматривать одесситов как два противоборствующих и тем более воюющих гражданских лагеря – неверно. Это – идеологический штамп.
Штампы и ярлыки вообще играют важную роль в нынешнем противостоянии (не только в Одессе). В обычной жизни довести человека до убийства другого крайне сложно. Поэтому сперва его следует убедить, что перед ним не человек, а «враг» – бандеровец, правосек, сепаратист, колорад, ультрас. Важно провести маркировку: «чужой», «понаехавший», «завезенный», фашиствующий западенец или российский диверсант. Так легче толкнуть людей в бой. А если все это подогреть конкретными действиями (как это случилось во время спровоцированной бойни в Одессе), то воевать и убивать становится проще. Ультрас и «в мирное время» – неспокойные ребята. Но обычно дальше хулиганства дело не заходило. Теперь же, когда кровавая пелена застилает глаза, они пошли крушить Куликово Поле.
Главным исполнителем кровавых событий 2 мая стала милиция. Одну сторону она привела, прикрывала и организовала отход боевиков (на одном из выложенных в сети репортажей с места событий видно, как полковник Фучеджи уезжает в карете скорой помощи с человеком, похожим на расстреливавшего болельщиков автоматчика). Сам полковник в Одессе личность весьма одиозная. В прессе не раз появлялась информация о том, что он обеспечивает прикрытие многим нелегальным бизнесам и сотрудничает с рядом влиятельных в регионе людей с сомнительной репутацией.
Когда ультрас и представители Майдана подошли к Дому профсоюзов, милиция подогнала несколько автозаков и вывезла два десятка активистов Куликова Поля. Правдоподобной выглядит версия, что тем самым милиция обеспечила отход провокаторов, оставив на площади «пушечное мясо».
Знаменательно, что представители антимайдана укрылись в соседнем здании Дома профсоюзов. Открыть просто так Дом профсоюзов довольно сложно. Добротные обкомовские двери – не то что двери современных офисов. Предположительно, кто-то открыл эти двери изнутри. А значит, информация, что сторонники Куликова Поля могли хранить там материалы для «коктейля Молотова» и другие боеприпасы, получает дополнительное подтверждение.
Русский след?
На протяжении последних 10–15 лет в Одессе рядом политических сил ведется усиленная и планомерная пророссийская работа. На территории Одесской области около 10 лет активно работали пророссийские организации, продвигавшие идеи отделения Южной Украины в составе Новороссии. Эту идею поддерживал ряд местных политиков. Один из них – в прошлом мэр Одессы и один из лидеров Партии регионов Руслан Боделан. Еще в 2004 году, в разгар «оранжевой революции», Боделан говорил, что в случае победы «оранжевых» Одесса отделится по примеру Приднестровья. На полях отметим, что МЧС в Одессе возглавляет сын Боделана Владимир. Во время событий на Греческой и Куликовом люди вызывали пожарных, но звонки все время сбрасывали. Возможно, правда, МЧС и так получило множество вызовов на один и тот же пожар. Кто знает Одессу, подтвердит – пожарная часть находится от Куликова Поля в двух минутах езды. Однако машина прибыла тушить пожар, когда внутри уже горели люди. Это также дает основание считать, что некоторые одесские чиновники и политики были соучастниками случившегося – невольными или даже вольными.
Важно отметить, что в Одессе многие политики и бизнесмены имеют деловые и политические связи с российскими политиками и бизнесом. Деловые интересы переплетаются в легальных и полулегальных схемах, которые годами выстраивались не без участия представителей милиции и местного криминала. Сохранить свое влияние им будет гораздо проще, если в стране и городе ничего не поменяется. Поэтому они так отчаянно борются за «присоединение к России». Россия для них (как и Украина) – всего лишь инструмент личного обогащения.
«Русский след» можно найти в одесских событиях, но наследила здесь не одна сила (бесконечные агенты Кремля), а несколько субъектов процесса, объединенных главной целью, а это дестабилизация ситуации в регионе. При этом у каждого здесь своя выгода.
Сегодня начинается новая неделя. В Одессе предполагают, что и она принесет жителям беспокойство. Ожидаются провокации 9 мая. Одесское ополчение Майдана способно сегодня защитить город. У него поддержка большинства горожан. Но все понимают, что лучшим решением таких вопросов является исполнение своих прямых обязанностей непосредственно силами милиции, а не народного ополчения. А она ненадежна. Есть вероятность, что с приходом генерала Катеринчука ситуация в Одессе нормализуется. Пусть не сразу, но раз и навсегда.