Леонид Слуцкий во время пленарного заседания Государственной думы РФ. Фото ИТАР-ТАСС / Станислав Красильников

Сегодня Госдума принимает обращение «К парламентам мира и международным парламентским организациям в связи с угрозой гуманитарной катастрофы на Украине». Текст внесен председателем ГД Сергеем Нарышкиным и лидерами всех четырех парламентских фракций. Поэтому голосование по нему, как и во всех подобных ситуациях, обещает быть близким к единогласному.

С самого начала депутаты были настроены решительно, но, вопреки обыкновению, относительно миролюбиво. Это дипломатическое направление деятельности, – поясняли они. Что, впрочем, не помешало председателю Комитета по делам СНГ Леониду Слуцкому заклеймить Запад в целом и киевский режим в частности. Для начала он привел краткую историческую справку: все начиналось 29 ноября в Вильнюсе, на саммите Европейского партнерства, когда президент Янукович отказался подписывать ассоциацию с ЕС. «И тогда толпы западных политиков устремились на Майдан, нарушая все нормы международного права и этики!» – привычно завелся парламентарий. Впрочем, надо отдать должное, довольно быстро он восстановил свое душевное равновесие и заговорил с каким-то демонстративным смирением: «Нас продолжают осуждать на всех международных площадках за наше историческое решение, нас не понимают, нас не слышат…». Следующие несколько минут речи были направлены на убеждение зала в необходимости взаимодействия с международными организациями – ОБСЕ и ООН: «Для нас ООН – это не те постпреды, которые по указке вашингтонского обкома голосуют вопреки здравой позиции!» С точки зрения Госдумы, ООН по-прежнему обладает авторитетом и механизмами восстановления мира в неспокойных точках планеты. «Сегодня, – заключил Слуцкий, – помочь Украине – долг каждого честного политика на земле».

Дипломатическое искусство главе комитета пришлось проявить в полном объеме на стадии ответов на вопросы. «Ну почему в нашем заявлении нет ни одного слова о том, что мы не оставим братский народ? Ну кого мы боимся вообще?! – возмутилась Тамара Плетнева из КПРФ. – Вы же все прекрасно знаете, что не Россия виновата в том, что там произошло, что СМИ искажают информацию, а западные правители бессовестно лгут!» Слуцкий включил интонацию «успокоить и утешить». «Я согласен с вами… Но сегодня мы, давая адекватную оценку, должны проявить ту осторожность, которая позволит в самое ближайшее время остановить кровопролитие. Поэтому мы должны наши резкие формулировки оставить для выступлений публичных!» – уговаривало официальное лицо рядовых депутатов. «А почему бы нам не включить в текст наше отношение к итогам референдумов? Наши братья высказались!» – предпринял еще одну попытку ужесточить текст соратник Плетневой Валентин Романов. Слуцкий не сдавался: «Вы опытный политик и хорошо понимаете, что в данном случае нам нужно, чтобы на международных парламентских площадках нас услышали», – вновь объяснял он невозможность высказаться яснее и проще. «С этой точки зрения формулировки, которые есть в тексте, совершенно четко дают позицию Госдумы к состоявшимся референдумам». В конце концов дипломатические усилия Слуцкого были оценены публикой в зале. И выступающие от фракций вопреки обыкновению обошлись без повышения тона, хотя и не все успели сгладить собственные формулировки.

Коммунист Владимир Симагин начал с того, что пожалел все человечество. «Даже у людей с нормальной психикой и крепкими нервами скрипят зубы, когда они слышат сводки новостей о событиях на юго-востоке Украины, – сокрушался он. – Мир погружен в хаос, но сейчас на планете об этом мало кто задумывается…». Нынешних украинских руководителей парламентарий называл то хунтой, то кликой, а неприглядную картину происходящего в Киеве дополнил ассоциациями с Молдавией и Саакашвили, по пути которого идут Турчинов и Яценюк. В заключение Симагин призвал ООН вспомнить о своей особой роли.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, по традиции вспомнив про развал СССР и злодеяния большевиков, неожиданно резюмировал: «Мы, наверное, не сможем навязать им (международным парламентским организациям. – Slon) нашу позицию, но наша задача – хотя бы начать дискуссию!»
«Надо быть реалистами, – подхватил мысль единоросс Михаил Маркелов. – Для киевской власти любые наши заявления – повод позлословить и обвинить нас во вмешательстве во внутренние дела». Но как-то действовать все равно надо, пришел к выводу Маркелов.
«Это нужно было сделать раньше! – покаянно произнес Олег Нилов из «Справедливой России» и предложил разговаривать с западными критиками иначе. – Надо у международных парламентских организаций спросить, согласны ли они, что воля народа – это и есть демократия. Если им не нравится, как был проведен референдум, пусть сами приезжают и проводят опрос!» И лишь в этом месте второй раз – после упоминания в основном докладе – прозвучали слова о гуманитарной катастрофе. Эсер заявил, что надо привлечь к решению проблемы Международный Красный Крест, открыть счета, собрать и отправить в юго-восточные регионы гуманитарную помощь, продовольствие и медикаменты. Перечислив все необходимые, с его точки зрения, мероприятия, Нилов поставил точку и в предыдущем абзаце своей речи: «Только народ будет определять, куда и с кем ему идти. А народ уже высказался».
«Обращение выносится на голосование», – процедурно завершил дискуссию спикер С. Нарышкин. После 17:00 по Москве обращение будет принято – особых сомнений нет.