Встреча группы «Друзья Сирии» в Лондоне. Фото: Reuters
В четверг в Лондоне прошла встреча группы «Друзья Сирии», президентские выборы в этой стране должны состояться в начале июня, но не меньше, чем о Сирии, там говорили об украинском кризисе. Госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг на пресс-конференции рассказали о новой стратегии введения санкций против России. С трудом переводя с дипломатического английского на русский, можно сказать, что теперь санкции будут вводиться не если Россия что-то сделает, а если Россия чего-то не сделает. Два министра иностранных дел сказали, что они совершенно сознательно не собираются называть конкретные условия введения санкций: «Каждый раз, когда мы прочерчиваем перед Россией красную черту, она ее переступает».
Есть множество способов и форм сорвать выборы – и Россия умеет придумывать нестандартные формы политического и военного влияния, поэтому следующий пакет санкций будет введен в том случае, если выборы на Украине будут сорваны. Россия будет отвечать за действия сепаратистов и военных, даже если не будет формально доказано, что действия сепаратистов инспирированы Кремлем. Все силы, которые дестабилизируют восточную Украину, названы словом «прокси», и за любые действия «прокси», направленные на срыв выборов, Россия получит очередной пакет санкций. Фактически это означает, что США и ЕС пытаются переложить на Россию ответственность за организацию президентских выборов на Украине.
Джон Керри, госсекретарь США
Сегодня на встрече «Друзей Сирии» в Лондоне мы провели переговоры с британским, французским, немецким, итальянским министрами иностранных дел по поводу Украины. Мы приветствуем успешный национальный диалог и круглый стол в Киеве, состоявшийся в среду, мы приветствуем шаги в направлении децентрализации, конституциональной реформы, защиты прав меньшинств.
Мы считаем, что это единственно верные и легитимные усилия по организации предстоящих выборов, направленные на то, чтобы наладить национальный диалог в стране, и надеемся, что сепаратисты, русские и все остальные силы на Украине примут во внимание эти усилия и присоединятся к ним.
Нам кажутся очень важными усилия правительства в Киеве, направленные на разработку конкретных планов по расширению автономии регионов и децентрализации власти на Украине. Я бы хотел заметить, что уровень децентрализации и автономии, который предложил премьер-министр Яценюк, гораздо выше той автономии и децентрализации власти, которая существует где бы то ни было в России. Я думаю, было бы не лишним каждому помнить об этом.
Мы верим, что круглые столы и выборы дают возможность гражданам Украины преодолеть раскол. Этим утром мы все признали свою заинтересованность в проведении свободных и честных выборов по всей Украине 25 мая. Особенно важно, чтобы голосование прошло нормально в восточной части страны. Мы призываем власти Украины и наблюдателей ОБСЕ обеспечить безопасность на этих выборах и сделать так, чтобы голоса граждан были услышаны.
Мы призываем сепаратистов и русских уважать выборы и даже помочь тому, чтобы они состоялись. Мы поддерживаем стремление украинцев самостоятельно определить свое будущее. Это единственный способ разрядить ситуацию. Конституционный процесс на Украине должен быть главным интересом пророссийских сепаратистов и тех, кто их поддерживает. Тех, кто умышленно сеет насилие в таких городах, как Славянск. Эти люди совершенно не заботятся о том, чтобы защищать права граждан на востоке страны, они только заявляют о том, что представляют интересы народа. Сепаратисты пытаются с помощью пистолета получить право высказываться от имени народа Украины. Единственное, чего они пытаются там добиться, собственной власти.
Мы сегодня пришли к соглашению, что, если Россия или ее агенты попробуют сорвать выборы, США и европейские страны введут очередной пакет санкций, который коснется отдельных секторов экономики России. То, что мы хотим сказать, на самом деле довольно просто: дайте возможность Украине проголосовать, дайте народу Украины выбрать свое будущее, дайте им это сделать без страха, свободно, на честных выборах.
– Вы сказали, что пришли к договоренностям о введении дополнительных санкций против России, если она или проводники ее влияния на Украине попробуют сорвать выборы. Означает ли это, что Россия будет признана ответственной за действия сепаратистов, даже если вы не сможете доказать прямой связи между ними и правительством России? Каков критерий введения очередного пакета санкций? Мы понимаем, что ваш подход к санкциям в том, что они должны работать, как скальпель, а не молоток. Означает ли это, что вы не собираетесь налагать санкции целиком на определенный сектор экономики, а будете вводить санкции только на определенные сделки и компании?
– Я не собираюсь сегодня анонсировать полный список санкций, который мы подготовили. У нас этот документ уже есть. На прошлой неделе сотрудники финансовых ведомств США со своими коллегами в Европе разработали новый пакет. Но сравнивать этот инструмент со скальпелем я бы не стал. Наша цель в том, чтобы санкции оказали сильное влияние на экономику России, в случае если нам все-таки придется их ввести, скальпель работает тоньше.
Кажется, мы довольно ясно даем понять, какое поведение будет караться санкциями. Но я подчеркну, мы надеемся, что на новую стадию санкций переходить не придется.
Давайте я скажу специально для русских: мы надеемся разрядить ситуацию. Мы очень ценим заявления Владимира Путина по поводу выборов, он признает, что они пройдут, мы очень рады, что он это сказал. Мы рады тому, как в последнее время звучит риторика Владимира Путина, мы видим, как она поменялась.
Но, как вам несколько месяцев назад говорил мой коллега Уильям Хейг, важно следить не только за тем, что говорится, но и за тем, что делается. И мы следим за поведением России, а не только за словами. Когда мы говорим, что санкции будут введены в случае попыток сорвать выборы со стороны России или ее агентов, то совершенно очевидно, кто имеется в виду. Если у граждан Украины украдут право проголосовать на выборах, то мы введем новые санкции.
Поэтому мы как раз надеемся, что Россия попробует убедить пророссийские силы на Украине признать и принять эти выборы. Мы надеемся, что Россия убедит пророссийских сепаратистов присоединиться к процессу выборов с открытыми намерениями. У России есть возможность усилить этот процесс через ОБСЕ и другими способами, мы надеемся, она ими воспользуется.
Мы надеемся, что в дни, оставшиеся перед выборами, мы вместе с Россией сможем приложить усилия, чтобы преодолеть конфронтацию и связать части страны вместе, в этом гораздо больше смысла, в том числе для России.
Уильям Хейг, министр иностранных дел Великобритании
Мы видим серьезные подвижки в ситуации на Украине после того, как правительство начало работу форума «Национальный диалог», мы надеемся, что эта работа пройдет успешно. Пока мы считаем, что подготовка к выборам большинством украинцев воспринимается позитивно и проходит в правильном режиме. Мы поддерживаем работу ОБСЕ, усилия президента Буркхальтера, работу наблюдателей ОБСЕ, которые сейчас находятся на Украине.
Великобритания передала два миллиона фунтов для работы ОБСЕ на Украине, и еще 500 тысяч фунтов будет передано для поддержки миссии наблюдателей, потому что мы заинтересованы в получении достоверной информации с Украины. Мы призываем всех партнеров ОБСЕ последовать нашему примеру и увеличить поддержку.
Мы все согласились, что поведение России в ближайшие дни определит, будут ли введены дополнительные экономические и торговые санкции. Мы все согласились продолжить подготовку этих санкций, наша цель, чтобы Россия остановила свои попытки сорвать выборы.
– Вы не могли бы пояснить, что Россия должна сделать или не должна делать для того, чтобы избежать дополнительных санкций, потому что вы говорите, если пройдут мирные выборы, то санкций не будет. Но выборы, вероятнее всего, пройдут, значит, санкций точно не будет?
– Все зависит исключительно от поведения России в ближайшие десять дней перед президентскими выборами, и мы до сих пор не знаем, пройдут ли эти выборы в один тур. Возможно, второй тур президентских выборов состоится в середине июня. В течение всего этого периода, как заявляли президент Обама и канцлер Меркель, и как мы говорили в Брюсселе, российское поведение в отношении этих выборов все определит.
Вы хотите знать, что было бы точным определением хорошего поведения со стороны России? Конечно, мы не можем сказать, что такое точное определение хорошо ведущей себя России. Мы просто поняли, что как только мы прочерчиваем красную черту, Россия сразу пытается ее переступить, поэтому мы не хотим больше никаких красных черт для России рисовать. Но мы ясно даем понять: теперь Россия должна обеспечить стабильность этих выборов. Сорвать выборы можно по-разному в самых разных формах. И мы решили, что если в какой-то форме произойдет срыв выборов, то мы введем санкции. И весь западный мир определит свое отношение к вопросу расширения санкций по всему спектру, в зависимости от того, сменит ли Россия свое поведение.