Прибытие Владимира Путина в Шанхай. Фото: REUTERS / Carlos Barria

«Россия – молодец», «какой у России сильный президент», «американцам давно надо было дать отпор» – это несколько типичных фраз из моего общения с пекинскими и шанхайскими жителями накануне визита в Китай президента России Владимира Путина. Эти цитаты – не преувеличение, а скорее преуменьшение настроений в китайском обществе накануне саммита СВМДА (Совещания по мерам доверия в Азии) в Шанхае и визита в КНР главы Российского государства.

Можно пообщаться с горожанами на улицах, можно почитать тысячи комментариев в китайских социальных сетях под новостями о России, Украине, Европе и США. Главный мотив: в кризисе на Украине виноват Запад, и в особенности США, они постоянно баламутят воду, они в свое время развалили Советский Союз, и сейчас Россия правильно поступает, что дает им отпор. 

В официальной китайской прессе оценки мировой ситуации и политики России более взвешенные, но в принципе лежат в русле народного мнения. 

В самом Китае явно недовольны политикой США в Азии, и визит российского президента в КНР занимает первые места на новостных сайтах. Кстати, как будто специально стремясь еще больше сблизить Китай и Россию, накануне США обвинили китайских военных в кибершпионаже. 

От визита в Китай российского президента в Китае ждут немало, хотя и нельзя сказать, что чего-то сверхординарного. Не может идти речь, к примеру, о формировании некоего политического союза – это все время подчеркивается. 

Но в Китае обращают внимание, что это первая зарубежная поездка российского президента после смены власти на Украине. И здесь довольны, что именно Шанхай и площадка СВМДА в период начала китайского председательства в этой организации станет местом для двусторонних встреч российского президента с главами других стран и международных организаций. 

Что касается конкретного содержания визита, то в Китае обращают внимание на несколько основных составляющих. 

Во-первых, предстоящее совместное заявление глав России и Китая. Как сказал несколькими днями ранее заместитель министра иностранных дел КНР Чэн Гопин, «в заявлении найдут отражение важные результаты развития двусторонних отношений на новом этапе». В этой связи китайская пресса активно цитирует неназванных, а значит, близких к верхам аналитиков, которые говорят, что «попытки США одновременно обвинять Китай и Россию стали их крупнейшей стратегической ошибкой»: в результате Вашингтон неосознанно помогает воссоздать существовавший в конце 1950-х годов советско-китайский союз. 

Понятно, что в реальной жизни ни о каком союзе по модели 50-х годов речи идти не может; тем не менее точка зрения о необходимости более тесного сотрудничества в противовес «американским гегемонистам» укоренена и в китайском истеблишменте, и в обществе в целом. Как выразился таксист, везший автора на вокзал в Пекине, «Мао Цзэдун не зря называл американских империалистов "бумажными тиграми"».

Во-вторых, китайская пресса подтверждает беспрецедентность – и по количеству, и по качеству – готовящегося к подписанию пакета двусторонних документов в различных областях российско-китайского сотрудничества. В Китае в первую очередь рассчитывают и на подписание соглашения по поставкам в страну российского газа, – соглашения, переговоры по которому идут уже десять лет. 

В-третьих, говорят и пишут про российско-китайские военные учения «Морское взаимодействие», которые пройдут вблизи Шанхая и старт которым будет дан главами двух государств. «В современной мировой и региональной ситуации эти совместные учения несомненно представляют собой важное событие, призванное укрепить взаимодоверие между двумя странами, отношения стратегического партнерства между армиями, повысить уровень боеготовности армий Китая и России, их возможностям справляться с угрозами безопасности на море», – в свойственной им манере сообщают китайские газеты. 

Наконец, любимая тема: в Китае готовы принять самое активное участие в подготовке мероприятий к празднованию 70-й годовщины победы во Второй мировой войне. Как пишут в КНР, Китай и Россия (бывший Советский Союз) внесли решающий вклад в дело победы над фашизмом в мире, и две страны намерены проводить памятные мероприятия, обсудить подготовку к ним. Тема необходимости противодействия попыткам ревизии итогов Второй мировой войны для Китая тоже актуальна, ведь главный проигравший – Япония – ближе западному общественному мнению, чем формально коммунистический Китай.