В воскресенье на Украине пройдут выборы президента, полномочия которого будут определены только после того, как страна проголосует за новую Конституцию.

В зависимости от того, какой из обсуждаемых вариантов поправок в Основной закон страны будет принят, президент может быть наделен либо сверхполномочиями, как в России, либо серьезно ограничен в своих решениях парламентом страны и кабинетом министров.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк сказал, что Конституцию будут писать не под конкретную фигуру и не под ситуацию, «а под нацию, страну, будущее». Существует три альтернативных пакета изменений к действующей Конституции, подготовленные комиссией Верховной рады. Украинские власти отправили их на согласование в Венецианскую комиссию Совета Европы, которая специализируется на конституционных вопросах. Итоговый пакет правок Верховная рада не опубликует до получения вердикта от Венецианской комиссии, представитель Совета Европы тоже не готов публиковать полученный документ до 14 июня, когда комиссия планирует вынести заключение по поводу присланных документов.

Всего существует три варианта изменений текста Основного закона Украины, два из них были опубликованы изданием «Украинская правда». Депутат Верховной рады Леонид Емец подтвердил Slon, что именно этот текст и был направлен в Совет Европы: «Это настоящий документ, только предварительный. Там учтены не все правки. Единого текста пока нет. Венецианская комиссия отсеет большую часть. С тем, что останется, и поработаем».

Изменений больше сотни. Их логика в том, чтобы ограничить полномочия президента, наделить парламентскую оппозицию большими правами и гарантиями ее участия в политическом процессе. Например, военное положение вводится не указом президента, а решением Верховной рады. 

Несколько вариантов поправок в Конституцию описывают гарантии парламентской оппозиции. Например, половина членов Центральной избирательной комиссии, по одному из вариантов, назначаются и освобождаются от должности только парламентской оппозицией. В другой поправке гарантируются права парламентской оппозиции участвовать в утверждении главы Службы безопасности Украины, председателя Антимонопольного комитета, председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины и других должностей.

В пакете изменений, направленных в Венецианскую комиссию, написано, что Автономная Республика Крым является регионом Украины. Главное изменение, касающееся Крыма, состоит в том, что региональная избирательная комиссия Крыма лишается права назначать выборы, это право переходит Центральной избирательной комиссии Украины. 

Панос Какавиатос, представитель Венецианской комиссии, объяснил Slon процедуру согласования новой Конституции Украины.

– В чем роль Венецианской комиссии в процессе изменения Конституции Украины?

– Венецианская комиссия, которая имеет еще и другое название – Комиссия за демократию через право, была создана в 1990 году. После падения Берлинской стены возникла потребность в том, чтобы эксперты по конституционному праву давали оценку новообразованным странам и изменениям в их праве на пути к демократии. И в этом был raison d’etre создания Венецианской комиссии при Совете Европы. 

– А что случится, если Венецианская комиссия не одобрит некоторые из изменений в Конституцию Украины? У кого тут последнее слово, у Верховной рады или у комиссии?

– Венецианская комиссия принимает решения только на основе консенсуса. Ее роль – предоставлять правовые советы. Обычно это происходит так: страна запрашивает мнение комиссии по поводу ее Конституции, как в случае с Украиной, мы формируем рабочую группу, она изучает присланный документ. Как правило, эта рабочая группа организует визит в страну. Я не знаю, будет ли в данном случае именно так, но это обычная практика. 

Рабочая группа едет в страну, обсуждает изменения с представителями власти, общества и другими заинтересованными сторонами процесса, и это происходит до того, как комиссия оглашает окончательный вердикт. Я не уверен, что именно так будет происходить с украинской Конституцией, но процедура обычно такая. Переговоры тут играют очень важную роль, и только после них пленарная сессия выносит свое решение. Представитель Украины в Венецианской комиссии не будет иметь права голоса при этом решении, чтобы сохранить объективность заключения. То есть если выносится мнение по конституционному вопросу в Хорватии, например, то тогда хорватский делегат не имеет права принимать участие в голосовании.

– Когда можно ожидать заключения от Венецианской комиссии по Конституции Украины?

– Я думаю, если все пойдет хорошо, то это случится на следующей пленарной сессии. 99-я сессия пройдет 13 и 14 июня, то есть в субботу, 14 июня мы сможем вынести свое заключение.

– А после этого будет назначено голосование по Конституции на Украине?

– А этого я уже не знаю, наша роль – только выносить свое суждение и давать правовые советы. Что страна будет делать с этим мнением и этими советами, не наше дело. Наша роль – как у независимого think-tank – только давать советы и консультации. Конечно, наше мнение довольно важно, и обычно его уважают, потому что только у нас есть такой большой опыт работы с конституционным правом.

– Все страны – члены Совета Европы входят в конституционную комиссию или там только отдельные страны?

– Нет, все 47 членов Совета Европы, в том числе и Россия, имеют по делегату в комиссии. Плюс к этому есть 12 дополнительных стран: Алжир, Чили, Израиль, Бразилия, Казахстан и еще несколько. Это те страны, которые тоже могут обращаться за правовой помощью. Так что мы часть Совета Европы, но включаем и другие страны.