Фото: ИТАР-ТАСС / Зураб Джавахадзе
Timeсообщает, что в Киеве очереди на участках среди желающих проголосовать, однако на востоке Украины вооруженные пророссийские боевики запугивали местных жителей, разбивали урны, закрывали избирательные участки и угрожали людям. Президент США Барак Обама похвалил украинцев за участие в президентских выборах, несмотря на провокации и насилие, и особенно тех, кто голосует на востоке страны, пишет издание. Обама заявил, что США ждет совместной работы со следующим президентом Украины, выступая за суверенитет и территориальную целостность Украины и отказываясь принять «оккупацию и попытку аннексии Крыма» Россией. Time цитирует российского президента о том, что Россия будет «уважать выбор украинского народа», и напоминает, что Путин пообещал работать с победителем этих выборов. Time объясняет это очевидной попыткой облегчить тяжелейший кризис в отношениях России и Запада со времен холодной войны, а также способом избежать нового витка санкций со стороны Запада: временное правительство Киева и Запад обвинили Россию в поддержке сепаратистского восстания, но Москва отрицает эти обвинения.
При этом Time позитивно отзывается о победителе украинских президентских выборов, отмечая, что в отличие от многих других украинских миллиардеров Петр Порошенко не сделал свое состояние в «мутной воде постсоветской приватизации». Вместо этого он построил свою шоколадную империю а-ля Вилли Вонка, по кирпичику. Сегодня его шоколад и конфеты продаются в каждом киоске по всей стране, что позволяет все-таки предполагать: Порошенко – «хороший магнат». Многие избиратели ценят его прагматизм и способности идти на компромисс. Они отмечают, что Порошенко активно поддерживает связи Украины с ЕС, но говорит и о необходимости нормализации отношений с Россией.
А британская The Telegraph отмечает следующую дилемму в признании российской стороной итогов выборов: Россия заявила, что готова их уважать, но отказ киевских властей продолжить голосование на мятежном востоке Украины может поставить эти итоги под сомнение.
New York Times отмечает, как в последние дни переменился тон новостей о Петре Порошенко. Все предыдущие месяцы кризиса его изображали алчным и коррумпированным миллиардером, поддерживающим экстремистов. Но незадолго до выборов, когда стало ясно, что Порошенко их абсолютно точно выиграет, причем, скорее всего, в первом туре, яростная критика на телевидении кончилась, а принадлежащие ему конфетные фабрики, расположенные в России, возобновили работу. Газета цитирует Путина, который на прошлой неделе сказал, что уважает выбор украинского народа и будет сотрудничать с новыми властями. Самого Порошенко New York Times называет прагматиком и хорошим переговорщиком: возможно, эти качества позволят восстановить отношения с Россией и прекратить кризис.
Washington Post в новостном сообщении называет Порошенко «шоколадным олигархом» и отмечает, что не вполне ясно, сколько именно людей на Украине готовы принять результаты выборов, поскольку в двух крупных регионах страны выборы фактически провалены. Будет ли Порошенко действительно легитимен и сможет ли в результате объединить страну и занять сильные позиции на переговорах с Россией и Европой? В свежей колонке в той же Washington Post Джексон Диль рассуждает о том, кто победил на украинских выборах, точнее, о том, кто выиграет от победы Порошенко. Это точно не идеалистически настроенная молодежь Майдана, считает он. Обстоятельства, в которых прошли выборы, ставят Порошенко в положение должника перед Игорем Коломойским, Ринатом Ахметовым и Дмитрием Фирташем, а значит, главными бенефициарами его триумфа можно считать именно их. У большинства украинцев же настроение вовсе не праздничное.
Guardian ограничилась небольшим репортажем о победе Порошенко, но снабдила его пространным комментарием водителя грузовика Александра Пивина, который голосовал за правого кандидата Олега Ляшко, пришедшего третьим и набравшего примерно 8%. Пивин тоже сомневается, что Порошенко способен объединить общество. Также газета сообщает о проблемах с голосованием на юго-востоке и приходит к выводу, что новому президенту придется иметь дело с массой проблем – от сепаратизма до тяжелейшего экономического кризиса.
Wall Street Journal называет Петра Порошенко «шоколадным магнатом» и напоминает, что он был единственным в стране крупным предпринимателем, открыто поддержавшим протестовавших на Майдане. Газета вместе с эндокринологом Галиной Замотаевой считают, что фигура Порошенко в роли президента может стать хорошим компромиссом: он за диалог, но готов жестко отстаивать позиции Киева по Крыму и юго-востоку, а его богатство убережет его от коррупции. Выборы WSJ оценивает как состоявшиеся, но отмечает со слов американских наблюдателей от сената, что в Донецкой и Луганской областях они были сорваны.
Financial Times тоже не удержалась от того, чтобы воспроизвести «кличку» будущего президента: «шоколадный король». Выборы газета называет «решающими», но отмечает, что результаты были искажены из-за проблем с голосованием на юго-востоке. FT обращает внимание на то, что Порошенко олицетворяет собой все то, против чего стоял Майдан: он был госчиновником, а стал одним из самых богатых людей на Украине.
Это же поразило и агентство Bloomberg, которое начало с означенного парадокса понедельничную редакционную колонку. У Порошенко все может получиться, считают авторы, но только если он действительно продаст свои активы и сможет наконец переломить тенденцию и разлучить власть и бизнес в стране. В тексте новости Bloomberg цитирует Нила Ширинга, ведущего экономиста по развивающимся рынкам компании Capital Economics: «Победа Порошенко – важный шаг к разрешению кризиса, который охватил страну. Но вызовы, которые перед ним стоят, пугают».
Одно из самых популярных изданий США BuzzFeed перечисляет 11 вещей, которые следует знать о выборах на Украине. По мнению издания, значительная часть украинцев понимала, что для разрешения политического кризиса в стране было необходимо скорейшее проведение выборов президента в один тур.
«Многие из тех, кто голосовал за Порошенко, утверждают, что в нем увидели лучший выбор из плохого набора вариантов. А возможное назначение второго тура выборов подорвало бы их итог, так как за три дополнительные недели кампании конфликт на востоке страны только бы затянулся. У украинцев много оснований для беспокойства: умирающая экономика, перспектива гражданской войны, угроза российского вторжения; поэтому они хотят, чтобы новый лидер приступил к решению этих проблем как можно скорее».
После революции против Януковича, начавшейся с протестов из-за его отказа от соглашения с Евросоюзом в пользу России, ни один кандидат не мог бы получить поддержку без обещания сближения с Европой, пишет BuzzFeed. Порошенко, судя по всему, страстный сторонник европейской Украины. Он говорит по-английски, на короткой ноге с чиновниками в Брюсселе и поддерживал протесты с их начала. «Хотя рост популярности Порошенко пришелся на протесты, сам политик ассоциируется со многими вещами, против которых выступали украинцы. Он олигарх-миллиардер, который до сих пор отказывается говорить о том, продаст ли он влиятельный новостной телеканал [«5 канал»]. Он трудился в правительстве под каждым президентом Украины, включая свергнутого Януковича. Он заключал сделки при довольно мутных политических обстоятельствах, в том числе при посредничестве пророссийского олигарха Дмитрия Фирташа. Сторонники Порошенко утверждают, что он прагматик и стране необходимо строить отношения с Россией, чтобы спасти умирающую экономику. Но смогут ли это принять простые украинцы – совсем другая история».
Выборы, как пишет немецкая Die Welt, показали единство украинского народа и поддержку Петра Порошенко. Издание отмечает, что ЕС должен помочь новому президенту справиться с возможным давлением со стороны России и не имеет права забывать о стране вскоре после выборов. Handelsblatt, в свою очередь, подчеркивает, что пока неясно, признает ли Россия результаты украинских выборов.
«Впервые со времен “оранжевой революции” 2004 года разделение Украины на склоняющийся в сторону Европы запад и смотрящий на Россию восток не нашло отражения в бюллетенях», – пишет французская Le Monde. Избирательную кампанию на Украине издание назвало невыразительной, так как в ней соревновались не столько программы, сколько личности кандидатов.