Фото: Reuters
Утром 25 мая в Киеве было жарко и тихо. На Грушевского, где пару месяцев назад стреляли и бросали гранаты, до сих пор стоят баррикады. Их разобрали так, чтобы между аккуратно сложенной брусчаткой могли проехать маршрутки и автобус. В будние дни в узком коридоре бывают небольшие заторы. Вчера пробки были возле школ, бывших Домов пионеров, спорткомплексов. Киев выбирал нового президента. И, похоже, выбрал.
Чему украинская столица научилась и что поняла по дороге к 25 мая?
1. Майдан изменил Киев. Речь не о национальных флагах на машинах ГАИ и не о Майдане, который все еще стоит. Киевляне поняли, кто в их городе настоящий хозяин. Всю зиму они сами чистили центр от снега, лечили раненых, покупали дорогое медицинское оборудование, кормили тысячи людей, искали сотен адвокатов пострадавшим, патрулировали улицы и охраняли порядок. Со всем этим они справлялись много лучше и оперативнее власти. Власть, которую на Украине всегда критиковали, окончательно потеряла сакральный смысл.
В день выборов это стало очевидно: киевляне наперебой постили в Facebook фото с избирательных участков, где часами в очередях простаивали недавние «лидеры» Майдана: нынешний премьер Яценюк, и.о. президента Турчинов, свободовец Тягнибок и нардеп-миллиардер Порошенко. Кто-то скажет: постоять со всеми – недорогой пиар. Да, но не полтора часа в душных помещениях. Когда голосовал Янукович, от случайных избирателей «подчищали» не только участки, но еще до приезда могли оцепить близлежащую территорию.
Вчера это было невозможно. На Майдане троица «лидеров» и Порошенко хорошо поняли, что незыблемой власти и авторитетов для тех, кто стоял на площади, нет. Правильнее – вовремя скромно встать за ними в очередь, чем долго и безрезультатно пугать или пытаться купить поодиночке.
2. Киевлян изменили «западенцы». Они приехали в город в ноябре и уверенно сказали: мы тут до конца. На вопрос: «Чьего?» – тут же отвечали: «Януковича». Киевлянам это казалось наивным. Дескать, мы местные, мы знаем, что такого быть не может. Столица с настойчивостью шизофреников ходила на Майдан, носила деньги и лекарства, но не верила в победу, а «западенцы» верили. Они жили большими компаниями, менялись, уезжая домой по очереди, мерзли в палатках при -20 и, улыбаясь, на «щирій українській мові» говорили, что без победы не уедут.
На Майдане стало понятно, что на западе страны у людей есть то, что делает их сильнее. Ради этого они умирали, а их родственники не винили Майдан, а только просили уцелевших, чтобы это было не зря. Возможно, это религия. Возможно, негромкая, но сильная любовь к стране, языку, культуре. Киев не научился этому за три месяца, но в едином порыве тысячи горожан вчера надели вышиванки. Может, это шаг навстречу Западной Украине. Может, ностальгия по майданному единству. Но это точно было красиво и душевно.
3. Столица не праздновала победу Порошенко, хотя наверняка в большинстве его поддержала. Миллиардера Киев не жалует. Многие знают его политическую карьеру, помнят работу в кабмине Азарова и команде фатального для Украины Ющенко. Но выбор был однозначный: Порошенко против Тимошенко. Для большинства он оказался очевидным, и сделать его нужно было быстро. Чтобы в стране появилась легитимная власть. Чтобы президент решил проблемы на востоке. Чтобы просто было с кого спросить.
Высокий результат Порошенко в первом туре – это урок Майдана: когда важной цели нельзя добиться в одиночку, нужно браться вместе. Никто лучше украинцев не понимает рисков, которые страна получит с новым президентом. Но Порошенко лучше бандита и вора Януковича и, для подавляющего большинства, лучше конкурентов.
4. В день выборов Киев рано уснул. На Майдане в два часа ночи было пустынно. Город, который за этот день воевал несколько месяцев, ушел спать без салютов и шампанского. Под Центризбиркомом стояло несколько автобусов. Радоваться в Киеве сейчас не принято. На востоке идет АТО. В день выборов погиб итальянский журналист с переводчиком.
Когда-то киевляне завидовали тем, кто в разгар Майдана жил мирно: ходил в кафе, кино, в гости. Теперь им стыдно, что где-то убивают, а у них весна, открытые площадки ресторанов и выставки.
5. Киев не удивился, что после обвинения Дмитрия Киселева в фашизме и шовинизме кандидат в президенты Рабинович обогнал лидера «Правого сектора» Яроша. Последний, по данным национального экзит-пола, не набрал даже процента.
Киселев не главный враг украинцев. Он посмешище и источник для анекдотов. Главное, о чем вчера думало большинство, и не только киевлян: не станет ли Порошенко вторым Ющенко или хорошо образованной, сильно облегченной версией Януковича? Пока этого никто не знает. Но про это уже шутят. «И не вздумайте кто-то написать тут через месяц: я за него не голосовал», – после оглашения экзит-полов на своей странице в ФБ написал знакомый экс-депутат. Хотя, конечно, напишут. На Украине власть не любят. Любую. И это работает.