Кандидат на пост мэра Киева Виталий Кличко во время выборов мэра Киева на избирательном участке. Фото: ИТАР-ТАСС / Зураб Джавахадзе
День выборов в Киеве оказался непростым. Ранние пташки – избиратели, решившие проголосовать в первой половине дня, столкнулись с невиданным ранее сочетанием огромной явки, маленьких комиссий и удушающей жары. В итоге некоторым из них пришлось стоять в длинных очередях по нескольку часов. О том, что Майдан все-таки прошел не зря, свидетельствовало то, что в эту группу попали многие из кандидатов в президенты, а заодно и действующий и.о. главы государства Александр Турчинов с премьер-министром Арсением Яценюком. Единение власти с народом, пусть даже и в формате длинной и душной очереди, для привыкших к барским замашкам предыдущей власти киевлян само по себе выглядело шагом к цивилизации. Впрочем, не все выдерживали такой ритм.
– Да я не могу! Не могу я уже! – надрывалась одна из членов комиссии на моем участке.
– А кто может? – резонно замечали ее коллеги. – Вот у меня очередь еще больше.
Это было правдой, и даме все же пришлось вернуться в строй клерков-стахановцев.
Вторая половина дня была не менее символичной – шторм, налетевший с востока, валил десятиметровые сосны и ломал зонтики. Тем, кто не успел проголосовать до трех дня, пришлось пробиваться на участки через шквал, ливень и крупный град. Удивительно, но даже в этой ситуации сохранялись очереди. На некоторых участках голосование было в порядке исключения продлено за оговоренную черту 20:00.
Впрочем, уже после шести были известны предварительные результаты экзит-поллов. И они свидетельствовали: похоже, впервые за двадцать три года и второй раз в истории Украины (первый был в 1991 году, когда еще дисциплинированные советской закалкой украинцы отдали 61,59% голосов за экс-секретаря ЦК КПУ Леонида Кравчука) в украинских президентских выборах не будет второго тура. Все социологи сошлись на том, что у олигарха от кондитерского дела Петра Порошенко более 50%, у его ближайшего преследователя, экс-премьера Юлии Тимошенко, – около 12%. Внимание обратилось к штабам.
Штаб Порошенко: ода к радости
Совместный штаб и пресс-центр Петра Порошенко и Виталия Кличко расположился в Арсенале искусств. Место выглядело удачным и символическим – бывшая оружейная старинной Киевской крепости, расположенная через дорогу от Киево-Печерской лавры, с легкой руки кума Петра Порошенко, бывшего президента Украины Виктора Ющенко, превратилась в модный культурный комплекс. Пропускной режим был демократичен: никаких металлоискателей, никаких проверок сумок. Даже предварительная регистрация в итоге оказалась необязательной.
– Ну что мне с вами делать? – картинно восклицал сотрудник пресс-центра миловидной рыжей журналистке, без обиняков пояснявшей, что в списках ее быть не может из-за опоздания с регистрацией. И, естественно, пропускал. Настроение у него, как и у всех здесь, было хорошее.
Внутри Арсенала столпотворение. Однако бросалось в глаза, что создают его в основном журналисты зарубежных СМИ. Узнав данные предварительных экзит-поллов, арабские, японские и российские заранее оккупировали залы комплекса. К общему разочарованию, фуршетный стол был весьма скуден и – ожидаемо! – состоял из одной лишь кондитерской продукции. Я специально проверил, не затесалось ли среди конфет и печенек донецких АВК (принадлежит депутату-регионалу Владимиру Авраменко) или «Конти» (также регионал, экс-министр транспорта Борис Колесников). Нет: сплошной «Рошен».
А вот среди гостей мероприятия определенные лица, связанные с донецкими, все-таки были замечены. Так, визит вежливости к победителям нанес экс-посол Грузии на Украине Григол Катамадзе, известный тем, что по завершении дипломатической карьеры стал заместителем председателя наблюдательного совета компании «Ветэк». Сам президент «Ветэк» Сергей Курченко, известный как один из «кошельков» семьи Януковича, сейчас скрывается от украинских правоохранительных органов. Также событие посетил другой видный грузин – девелопер и политик столичного уровня Лев Парцхаладзе, ранее сотрудничавший как с Партией регионов, так и еще с одним кандидатом в президенты – Сергеем Тигипко. Впрочем, больше всего узнаваемых лиц на мероприятие поставила партия Виталия Кличко УДАР, чьим депутатам, возможно, вскорости предстоит стать парламентской поддержкой и опорой нового президента.
С небольшим опозданием, примерно в 20:15, на сцену главного зала вышли два виновника торжества – Петр Порошенко и Виталий Кличко. Оба сияли. Но если Кличко держался несколько напряженно, то Порошенко, как только переходил от заготовок к экспромтам, разве что не мурлыкал от счастья. К тому моменту на всех экранах в помещении крутились результаты экзит-поллов, демонстрирующие убедительную победу Порошенко, а по рядам сарафанным радио ходили версии результатов Кличко на выборах киевского мэра. Данные несколько разнились, но по всем версиям Кличко также побеждал с разгромным счетом. Журналисты недобро зыркали на нардепов-ударовцев: не так давно те в рамках подстраховки лидера завалили долгожданный в ряде городов законопроект о двухтуровых выборах мэра. Кличко бы уверенно победил и так, а хорошую инстуциональную норму жалко.
Свою речь Петр Порошенко начал с благодарностей и программных установок.
– Я хотел бы поблагодарить украинский народ, который принял рекордное участие в выборах и показал рекордную явку как в стране, так и за ее пределами, – заявил он. – Я думаю, что убедительную поддержку сейчас, на этих выборах, получили три вещи. Первое – единая, соборная, не федеративная, но унитарная Украина. Второе – ее европейский выбор. И третье, особенно важное: я хотел бы поблагодарить те тысячи крымчан, что приняли участие в голосовании, те сотни тысяч жителей Донбасса, которые принимали участие в выборах, невзирая на риски для здоровья и жизни, чтобы мы могли сказать: голосовала вся страна. Это выборы всей страны. И это будет выбор президента всей Украины.
Первый же вопрос прозвучал от корреспондента ИТАР-ТАСС и касался России. Журналиста интересовало, как Петр Алексеевич будет выстраивать свои отношения с крупнейшим соседом.
– У нас существует определенный формат для переговоров с РФ, – ответил Порошенко. – Это женевский формат. Есть две принципиальные позиции для Украины. Первое: Украина никогда не признает аннексии Крыма. Второе: только украинский народ будет сам определять стратегическое направление развития
В общем, новоиспеченный президент пообещал: основные переговоры с РФ будут проходить при участии международных посредников в лице США и ЕС.
Ко второму вопросу к микрофону дорвался автор этих строк. И поинтересовался, собирается ли тандем Петра Порошенко и Виталия Кличко организовать Украине перевыборы парламента.
Здесь нужно пояснить. Учитывая, что по действующей редакции Конституции Украина – парламентско-президентская республика, от конфигурации парламента зависит вся ее политическая система. При этом нынешний парламент уже категорически не соответствует электоральным предпочтениям граждан, резко изменившимся за революционные полгода. Теоретически тандем Порошенко – Кличко может устроить перевыборы, если блок Кличко объявит о выходе из парламентской коалиции и новая коалиция не соберется за 30 дней (а это вероятно: для создания таковой БЮТ и «Свободе» пришлось бы объединяться с коммунистами и ПР, что смерти подобно), тогда Порошенко, как президент, сможет распустить действующий парламент.
То, что Порошенко, в общем-то, за, предполагалось. Но он оказался неожиданно решителен.
– Когда существует парламентский кризис, единственный выход из этого кризиса – это выборы. По президентским выборам мы это продемонстрировали. По парламентским выборам – я уверен, что они должны пройти в этом году. На сегодняшний день не существует коалиции, и в условиях военной оккупации и тех вызовов, с которыми сегодня столкнулась Украина, страна не может себе позволить существовать с парламентом, который блокирует решения, которые в том числе направлены на обороноспособность страны.
В итоге пресс-конференция несколько затянулась. Вместо ожидаемых двух вопросов последовало пять, причем на трех языках: украинском, русском и английском. Беглый английский в исполнении как Кличко, так и Порошенко тоже был по-своему символичен: ни предыдущие президенты Украины, ни предыдущие мэры Киева знанием иностранных языков похвастаться не могли. Через пятнадцать минут лидеры покинули сцену, но не смогли покинуть зал: журналисты обступили их со всех сторон. Именно в этот момент от Порошенко удалось получить важный ответ относительно судьбы его немаленького бизнеса: по словам кандидата, он сразу же после инаугурации заключит контракт с инвестиционной компанией и начнет продавать активы.
Пока кандидаты давали интервью, я подсчитал количество телохранителей у обоих. Четверо у Порошенко и, кажется, двое у Кличко. По украинским меркам, это мало. По меркам предыдущей власти – вообще ни о чем: Виктор Янукович ходил в сопровождении полноценного взвода, и еще рота обеспечивала безопасность по пути.
С уходом кандидатов разговоры быстро перешли на неформальные.
– Где вы такую футболку купили? – допытывался один из гостей у депутата из УДАРа Марии Иновой. На футболке народной избранницы весьма прозрачно была зашифрована популярная среди украинских футбольных фанатов кричалка, нелестно характеризующая президента Российской Федерации.
– Ой, такую проще самой сделать! – рассмеялась она.
К этому моменту уже стала известна реакция главного оппонента победителя. К чести Юлии Тимошенко, она сумела выдержать удар: поздравила Петра Порошенко с победой, признала выборы честными и демократичными и пообещала победителю свою посильную помощь. Впрочем, учитывая, что она также пообещала способствовать референдуму о вступлении в НАТО (известно, что Порошенко против немедленного форсирования этой идеи как одновременно не слишком реалистичной и потенциально опасной), ее обещания не выглядят слишком искренними.
Штаб Тимошенко: песня печали
Бывший премьер-министр и кандидат в президенты Юлия Тимошенко на избирательном участке в Днепропетровске. Фото: Reuters / Valentyn Ogirenko
В штаб Юлии Тимошенко, расположенном в пяти минутах езды, в Президент-отеле (тот случай, когда ирония становится издевательством), я наведался еще до десяти вечера. Прошло менее двух часов со времени официального прекращения голосования. Де-факто на последних участках все еще только завершалось. Кто-то еще наверняка голосовал за Тимошенко.
Тем не менее штаб был уже практически пуст. К десяти его глава, Игорь Жданов, должен был давать официальный брифинг. Но вокруг практически не было ни журналистов, ни депутатов, а сам Жданов уже имел несколько неформальный вид. Печаль была ожидаема, но такое запустение – нет. Фактически на террасе отеля оставались лишь несколько грустно курящих нардепов и штабных.
– Так, все уже, никого не пускай. Ни прессу, никого, – говорил один охранник другому.
Единственное, что оставалось спросить у оставшихся, что они думают о перспективе досрочных парламентских выборов. Известие о том, что Порошенко прилюдно заявил о готовности к ним, депутатами было воспринято сначала с сомнением, потом с некоторой обреченностью. Они все же полагали, что свежеиспеченный президент не будет столь решителен. Все-таки он собирался отчасти опереться на поддержку депутатов-мажоритарщиков, а для них любые досрочные выборы – что-то среднее между кошмаром, предательством и выставлением на очень большие деньги. Некоторые не скрывали горечи относительно своих коллег по фракции, которые уже начали наводить мосты к новому президенту и рассуждали в духе «да пошло оно все».
– Само по себе как опыт – это было полезно, – говорил о своем депутатстве Николай Княжицкий, народный избранник от «Батькивщины» и фактический руководитель телеканала «Эспрессо-ТВ». – Но пошел бы я в парламент снова, в случае роспуска этого? При новых правилах, при нормальном избирательном законодательстве и в рамках новой силы – возможно. А работать приложением к кнопке и карточке – есть занятия и поинтереснее.
Через некоторое время штаб официально закрыли до следующего утра. Но уже было понятно: новый день принесет одному из крупнейших и старейших политических проектов Украины большие перемены.