Петр Порошенко. Фото: Reuters
В истории современной Украины выборы президента проходили в один тур лишь один раз. Так в далеком 1991 году был избран Леонид Кравчук, и с тех пор казалось, что больше праздник народного единения не повторится. Все последующие выборы проходили в обстановке ожесточенной борьбы, в которой кандидаты использовали все доступные средства, в том числе и спекуляции на различиях между разными регионами страны. Своего пика этот региональный раскол достиг во время Майдана, когда казалось, что Украину уже не склеить. Но аннексия Крыма и восстание в Донбассе стали мощнейшими консолидирующими факторами. «Брат у ворот» заставил забыть о противоречиях между разнородными регионами Украины.
Отразилось это и на результатах президентских выборов – украинцы предпочли сплотиться и поскорее выбрать фигуру, устраивающую большинство населения страны. Но это еще не значит, что все украинцы, отдавшие голос за Петра Порошенко, считают его лучшим из кандидатов. Большинство проголосовавших за новоиспеченного президента изначально относились к нему с недоверием. Для них он лишь меньшее из зол, и теперь многие из тех, кто ранее считал нужным голосовать за Порошенко, призывают не терять бдительности и быть готовыми вновь выйти на Майдан, если новый президент не оправдает доверия.
Военные риски
Главным тестом на пригодность к президентской должности для Порошенко станут его действия в Донбассе. То, что украинские силовики никак не могут добиться там хоть каких-то результатов, вызывает все большее возмущение у большинства украинцев. Сводки о гибели украинских силовиков и предательстве местной милиции увеличивают запрос на более жесткие действия. Однако до этой недели казалось, что украинская армия и правоохранители предпочитают просто наблюдать за тем, что происходит в Донбассе. Одной из причин, которой пытались объяснить пассивность силовиков, были выборы – их проведение в разгар боевых действий явно не пошло бы на пользу легитимности нового президента. Украинцы предпочли не мешкать и определиться с выбором уже сейчас, ведь второй тур заставил бы выжидать еще какое-то время, дав сепаратистам простор для маневра.
Судя по тому, что уже на следующий день после голосования украинская армия начала применять авиацию, эта версия была правильной. Теперь действия силовиков ничем не сковываются, и в ближайшие дни стоит ожидать активизации боевых действий. Но вот насколько эффективными будут эти действия с украинской стороны, пока сказать довольно сложно. За годы независимости украинская армия стремительно теряла свою боеспособность, а правоохранительная система на данный момент коррумпирована сверху донизу. И никакой президент не способен в мгновение ока очистить и возродить украинскую силовую машину. Тут даже военная помощь США, за которой уже успел обратиться Порошенко, вряд ли сможет обеспечить быстрый успех.
Но люди, проголосовавшие за Порошенко, ждут от него решительных действий как можно скорее. И в этом плане новый президент уже находится в своеобразной ловушке. Ведь поспешные действия силовиков, часть которых слабо подготовлена для исполнения своих профессиональных обязанностей, могут привести к масштабным жертвам. С другой стороны, промедление с решительной атакой на сепаратистов будет восприниматься как признак слабости, что даст оппонентам Порошенко повод возмущаться тем, что «Донбасс сливают».
Риски переговоров
Помочь избежать жертв могут переговоры с теми, кто поддерживает сепаратистов на востоке Украины. В этом украинцы привыкли обвинять Кремль и политические элиты Донбасса, для которых это может быть способом сохранить за собой влияние в регионах. В Киеве уверены, что если боевиков лишить внешней поддержки со стороны России и осколков Партии регионов, то укрощение Донбасса станет делом времени.
Правда, любые переговоры будут означать взаимные уступки. Что Порошенко будет готов предложить Владимиру Путину или Ринату Ахметову в обмен на то, что они умоют руки, вопрос далеко не досужий. Любой неверный шаг будет восприниматься как попытка предательства национальных интересов, так как в массе своей украинцы сейчас не настроены на компромиссы ни с Кремлем, ни с «голосом Донбасса», который почему-то очень напоминает голоса осколков бывшей партии Януковича. Тем более что и Кремль, и донецкие олигархи публично открещиваются от прямой поддержки сепаратистов, списывая все на стихию народного возмущения.
Именно поэтому новому президенту будет очень сложно объяснить украинцам необходимость диалога с Путиным и Ахметовым. Если Порошенко пойдет на компромисс – получит на голову ушат возмущения со стороны тех, кто желает простых решений. Решит подавлять сепаратизм без переговоров с теми, кто его поощряет, – шансы превратить спецоперацию в кровавую баню всерьез вырастут.
Олигархические риски
Еще одним источником опасностей для нового президента будет необходимость связать между собой прошлое и будущее Украины. Майдан, благодаря которому Порошенко пришел к власти, вызвала к жизни догнивающая коррупционная система Украинского государства. Созданная в борьбе олигархических кланов, эта система стала главным тормозом для политического и экономического развития страны. Именно поэтому от нынешнего президента ожидают решительных шагов по демонтажу старых коррупционных потоков, благодаря которым чиновники и крупный бизнес наживались на распиле государственного бюджета, а все остальные выбирали между прозябанием и эмиграцией.
Но сама логика сегодняшнего украинского конфликта заставляет официальный Киев искать опору в лице олигархов, с которыми, казалось, и боролся Майдан. Пример Игоря Коломойского, который использовал свои собственные ресурсы для восстановления контроля в Днепропетровской области и ряде других регионов Украины, – яркое доказательство того, что без активной поддержки олигархов стабилизировать ситуацию в стране будет очень трудно. Очевидно также, что сами олигархи рано или поздно выставят счет за свои услуги государству, которое они сейчас защищают. И Порошенко придется по этим счетам платить.
С одной стороны, без олигархов сохранить целостность Украины на данном этапе практически невозможно. С другой стороны, консервация старой системы общественных отношений – это явно не то, за что боролись украинцы. Мириться с тем, что единственным результатом всех жертв станет новый виток перераспределения крупного украинского капитала, эти люди не будут. Янукович игнорировал народное недовольство вместе со своеобразным бунтом части олигархов, и это закончилось путевкой в Ростов-на-Дону. Теперь такая же опасность может ожидать и Порошенко.
Показательным в этом плане будет урегулирование газового спора с Россией. Схемы с газом всегда были основной статьей доходов украинской политической верхушки, и соблазн воспользоваться ими для своих скромных нужд будет очень велик. Особенно для Порошенко, которому приписывают ситуативный союз с газовым королем Украины Дмитрием Фирташем. Именно после встречи Порошенко с Фирташем был заключен пакт между победителем президентской гонки и новым мэром Киева Виталием Кличко. Что неудивительно, ведь Фирташ давно считается одним из самых главных спонсоров политической партии легендарного боксера.
Пока что украинская сторона сохраняет твердую позицию в газовом споре с Россией, угрожая отстаивать ее в суде. Сменится ли такая неприступность кулуарными договоренностями, которые зароют миллиарды долларов между параграфами новых контрактов, покажет время. То же самое можно сказать и о всех других сферах жизни, требующих немедленных реформ. В особенности – полностью дискредитировавшие себя правоохранительные структуры и армия. Если украинцы увидят, что старые практики вновь возвращаются в их жизнь и это происходит на фоне неизбежного экономического спада, то новый Майдан окажется не за горами.