Сергей Шойгу. Фото: Артем Житенев / РИА Новости
Министерство обороны взялось за преобразование наследства Анатолия Сердюкова: в ведомстве собираются реорганизовать оскандалившийся «Рособоронсервис» и, как выяснил «Коммерсантъ», вовсе упразднить федеральную службу по оборонному заказу.
Глава Минобороны Сергей Шойгу заявил: несмотря на то что расходы бюджета на «Оборонсервис» в 2013 году увеличились на 49 млрд рублей и растет цепочка посредников, качество услуг только снижается. По его словам, из-за непрозрачности деятельности аутсорсинговых компаний повысилась коррупционная составляющая – возбуждено более 25 уголовных дел и более тысячи дел арбитражного разбирательства, которые в результате были выиграны.
Официально именно из-за скандалов вокруг «Оборонсервиса» (так как выяснилось, что сотрудники организации подозреваются в махинациях с продажей активов Минобороны) был уволен предыдущий глава министерства Анатолий Сердюков. Главным фигурантом дела о мошенничестве в ведомстве стала глава министерского департамента имущественных отношений Евгения Васильева. Нанесенный ею ущерб оценивается в 3 млрд рублей, а на место Сердюкова осенью 2012 года пришел Шойгу.
Замминистра Руслан Цаликов сегодня пояснил, что ведомство планирует отказаться от аутсорсинга во время полевых выходов. «В совершенно очевидных местах выполнение «клининга», как сейчас модно говорить, в условиях полевых выходов, походов и учений трудно представить», – сказал он, отметив, что вряд ли бизнесмены «полезут в грязь и попытаются там заработать». Анатолий Сердюков, напротив, говорил, что отдача заказов на аутсорс должна повысить качество работ и убрать коррупционную составляющую.
То есть Шойгу сегодня отказался от сердюковского метода работы с поиском частных подрядчиков в обслуживании потребностей военных.
Кроме того, Минобороны, судя по всему, собирается вовсе упразднить «Рособоронзаказ», распределив его функции между другими ведомствами.Официальная причина, прописанная в письме Шойгу к Путину: с целью сокращения расходов федерального бюджета, так как «Рособоронзаказ» дублирует функции других ведомств. Поэтому предлагается «передать функции по контролю над расходованием средств Счетной палате, контрольные функции по размещению заказов по линии ГОЗ, ведение реестра недобросовестных поставщиков – ФАС, а ведение реестра единственных поставщиков, как и право выдачи лицензий предприятиям оборонно-промышленного комплекса, – Минпромторгу».
Если «Оборонсервис» контролируется самим министерством, то «Рособоронзазказ» находится в ведении правительства, где за него отвечает вице-премьер по ВПК Дмитрий Рогозин. В январе этого года Шойгу уже обращался с идеей расформирования «Оборонзаказа» к правительству, но вице-премьер выступил против: именно Рогозин сразу после назначения перевел «Рособоронзаказ» в подчинение правительства. Руководит «Рособоронзаказом» Александр Потапов, которого из Минпромторга привел как раз Дмитрий Рогозин, знает собеседник Slon в правительстве. По его словам, отношение Шойгу к Рогозину и до этого было плохим: «Военные вообще не очень хорошо относятся к нему, потому что он сам не военный, а скорее пиарщик».
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что роль Шойгу в крымской операции выглядит существенно большей, чем роль Рогозина. «С другой стороны, до сих пор их старались не сталкивать, поскольку активность Рогозина на медиаполе была, возможно, и неочевидной с точки зрения результативности, однако создавала необходимую управляемую напряженность». Напомним, именно креатура и соратник Шойгу Сергей Белавенцев стал полпредом президента в Крыму. Его последнее место работы – должность директора ОАО «Славянка», «дочки» «Оборонсервис».
Тут интересно то, что, несмотря на слабость позиций Дмитрия Рогозина в сравнении с Сергеем Шойгу, атака на предыдущего министра обороны Сердюкова была как раз со стороны Рогозина. Именно Рогозин возглавил эту атаку как публичное лицо, а со стороны военно-промышленного комплекса его поддерживал один из лоббистов ВПК – глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, входящий в близкий круг Владимира Путина.
«В случае с Чемезовым и Рогозиным тут скорее совпали интересы. Рогозину нужно было найти какую-то популистскую тему, чтобы самоутвердиться, а Чемезову важно было сместить Сердюкова. Вот они друг на друга поработали. Но вес Рогозина и Чемезова несопоставим. Рогозин тогда просто удачно встроился. Все зависит от того, что сейчас будет делать Рогозин. Если он будет вести себя тихо, это будет означать, что Шойгу смог договориться с Чемезовым и с ключевыми игроками ВПК», – говорит руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая.
О том, что Рогозина никому не жалко, говорит и глава Политической экспертной группы Константин Калачев: «Рогозин стал просто вызывать раздражение. Очень много строится на аппаратном политическом весе, отношении первого лица, а он начал раздражать».
Как именно могли договориться Шойгу с Чемезовым? Проблемы с «Оборонзаказом» у Сердюкова начались, когда тот стал заявлять, что Россия будет делать закупки для своих военных нужд за границей. Шойгу, судя по всему, отказался от этой идеи, демонстрирует лояльность в отношении российского ВПК, что должно успокаивать Чемезова.
Однако в проигрыше остается не только Дмитрий Рогозин, но и Дмитрий Медведев, которому «не хотелось бы, чтобы усиливалась связка Шойгу – Чемезов, так как глава «Ростехнологий» – давний враг премьер-министра», – резюмирует Становая.