На праздновании дня рождения Евгения Пархаева. Фото: damir-ph.livejournal.com
На этой неделе Центробанк отозвал лицензию банка «Софрино», который считался близким к структурам Русской православной церкви. Официальной причиной отзыва лицензии стала «рискованная кредитная политика» банка. Председатель совета директоров банка «Софрино» и глава одноименного производителя церковной утвари Евгений Пархаев заявил, что его предприятие не хранило деньги в этом банке. Церковные иерархи тоже не демонстрируют особого сожаления из-за печальной судьбы близкого им банка. Потому что и сам банк «Софрино», и одноименный производитель церковной утвари, и их хозяева – это все уходящая натура, друзья Алексия II. У патриарха Кирилла хватает своих друзей, чтобы пустить через них все финансовые потоки церкви. И крах банка «Софрино» – это очередной элемент этого процесса.
Команда Алексия
До 2005 года банк «Софрино» именовался «Олд-банком». Его основным владельцем был предприниматель Дмитрий Малышев, который владел металлотрейдерской компанией «Алюминконструкция» и занимался реализацией небольших девелоперских проектов типа реконструкции яхт-клуба на Клязьминском водохранилище и строительства скромных торговых центров в городах Подмосковья. В середине 2000-х годов Малышев познакомился с Евгением Пархаевым. Пархаев был руководителем монопольного производителя церковной утвари для храмов Московской патриархии – ХПП «Софрино» и заодно занимал пост советника по хозяйственным вопросам тогдашнего патриарха Алексия II. В 2005 году Пархаев возглавил совет директоров «Олд-банка». Вскоре банк получил новое название, церковные купола на логотипе и главное – часть финансовых потоков РПЦ.
Пархаев считался близким другом предыдущего патриарха, Алексия II, и одним из организаторов схем середины 1990-х, когда РПЦ зарабатывала на беспошлинном ввозе табака и алкоголя. При Пархаеве предприятие «Софрино» стало монополистом на рынке производства церковной утвари и свечей, для прихожан появилась сеть фирменных магазинов «Софрино». По его инициативе РПЦ также создала телекоммуникационную компанию АСВТ, собственную гостиничную сеть для паломников «Даниловская» и сеть православных аптек. Но самой доходной сферой церковной экономики было восстановление и строительство церквей. В начале 2000-х годов Пархаев создал и возглавил Единую службу заказчика Московской патриархии, которая занялась, по данным СПАРК, распределением около 4 млрд рублей, ежегодно выделяемых из госбюджета на восстановление объектов РПЦ. Также Единая служба заказчика замкнула на себя работу с крупными спонсорами, жертвующими на восстановление храмов.
После переименования банк Дмитрия Малышева «Софрино» стал уполномоченной кредитной организацией при проведении ремонтно-реставрационных работ на объектах РПЦ, а самого Малышева назначили представителем Московской патриархии в органах государственной власти РФ по вопросам финансирования проектных, ремонтных и реставрационных работ на объектах РПЦ. Вскоре созданные Малышевым строительные компании ООО «Финжилсервис» и ООО «Жилищно-строительная компания» стали одними из крупнейших подрядчиков РПЦ. В 2005–2008 годах только по программам восстановления храмов за счет госбюджета они выиграли более 50 тендеров на реставрацию церквей и других объектов РПЦ, включая строительство новой резиденции патриарха в Переделкине и реставрацию здания Священного синода в Чистом переулке. Другим крупным подрядчиком РПЦ была компания ЗАО «Корпорация "Дмитровская"», принадлежавшая другому знакомому Пархаева – Валерию Мешалкину. Компания занималась реконструкцией соборов Троице-Сергиевой лавры, Ниловой пустыни, Свято-Тихоновского гуманитарного университета и других объектов православной церкви. Мешалкин еще был основным владельцем «Эргобанка», который обслуживал счета более 60 организаций РПЦ из 18 епархий.
Влияние Пархаева и строителей на патриарха Алексия II было так велико, что им удалось получить его благословение на создание сети торговых центров на принадлежащей РПЦ земле около храмов. Однако из-за кризиса и смерти Алексия II в 2008 году этот проект был заморожен.
Команда Кирилла
В 2009 году новый патриарх Кирилл решил восстановить ликвидированное Пархаевым финансово-хозяйственное управление РПЦ. Во главе управления Кирилл поставил человека из своей команды, настоятеля храма святителя Николая в Хамовниках Тихона (в миру Александр Зайцев). Вскоре Тихон был назначен также епископом Подольским, викарием Патриарха Московского и всея Руси.
Тихон знаком с патриархом Кириллом еще с начала 2000-х годов, когда будущий патриарх курировал международные связи РПЦ. В это время Тихон был членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, потом возглавлял некоммерческую организацию Фонд православного телевидения, которому принадлежало ЗАО «АО "Витал"». Среди «дочек» АО «Витал» была компания «ТВ-Пита», которая по заказу «Первого канала» производит еженедельную авторскую программу патриарха Кирилла «Слово пастыря».
Одним из совладельцев «ТВ-Пита», по данным СПАРК, является кадровый разведчик Василий Логинов, который до середины 2013 года входил в совет директоров крупной химической компании «Фосагро». По словам осведомленных сотрудников «Фосагро», Логинов в совете директоров холдинга представлял интересы одного из акционеров – ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, который трижды возглавлял предвыборный штаб Владимира Путина.
Также принадлежащее Фонду православного телевидения АО «Витал» владело четвертью компании «БМВ Русланд» (остальное принадлежало австрийскому подразделению BMW), через которую велись поставки в Россию автомобилей немецкого концерна. Компанию возглавлял Кристиан Кремер, совмещавший эту должность с постом главы российского представительства BMW. Немецкая компания неоднократно поддерживала РПЦ. В 2012 году ООО «БМВ Русланд» было ликвидировано, а поставки автомобилей из Германии BMW начала вести напрямую.
Еще одно подтверждение сотрудничества РПЦ и BMW можно найти в некрологе бывшего гендиректора АО «Витал», друга патриарха Кирилла Игоря Малахова, опубликованном в газете «НГ-Религия». «В 1995 г. Малахов переехал в Швейцарию и два года работал в одной из швейцарских фирм. В 1997 г. он вернулся в Россию и стал генеральным директором АО «Витал». Прибыль АО «Витал» в проекте с BMW, построившей на территории Калининградской области завод по сборке дорогих автомобилей, не превышала $300 тысяч в месяц, а в общей сложности «Витал» управлял активами $20–25 млн», – пишет газета «НГ-Религия», которая всегда отличалась лояльностью к Кириллу (Гундяеву).
Церковно-финансовая вертикаль
Возглавив финансово-хозяйственное управление РПЦ, епископ Тихон начал выстраивать вертикаль власти. Сначала он подчинил себе Единую службу заказчика Московской патриархии Пархаева, но не смог найти с ним общего языка. Тихон пытался разрушить монополию «Софрино» на производство церковной утвари, разрешив епархиям открывать самостоятельные производства. Одним из этапов внутренней борьбы между Пархаевым и Тихоном стала публикация в 2012 году фотографий с празднования юбилея Пархаева в храме Христа Спасителя.
С приходом епископа Тихона строительные компании друзей Пархаева, Малышева и Мешалкина, перестали побеждать в тендерах на восстановление храмов, а финансовые потоки Тихон перевел из банка «Софрино» в банк «Пересвет», где в совете директоров ранее были патриарх Кирилл и сам епископ Тихон.
Тогда Мешалкин продал основную долю в «Эргобанке» новым партнерам, которые привели в банк других крупных клиентов. А владелец банка «Софрино» Дмитрий Малышев вместо строительства занялся развитием сети газозаправочных станций для автомобилистов «Софрино-газ» в Смоленской, Брянской и Калужской областях, были планы и на Крым. Источником финансирования этого проекта, вероятно, должны были стать средства вкладчиков, и банк «Софрино» начал агрессивно привлекать вклады населения.
Газовый бизнес оказался не таким прибыльным, как строительство храмов. Еще осенью прошлого года на форумах начали появляться сообщения вкладчиков о проблемах с получением денег. Епархии, державшие средства в банке «Софрино», по требованию епископа Тихона начали переводить счета в банк «Пересвет».
Банковскому бизнесу Пархаева стало еще хуже, когда организации, близкие к епископу Тихону, перестали обслуживать кредиты, взятые в банке «Софрино». Например, в прошлом году банк «Софрино» через суд добился возврата кредита от ЗАО «ТРИСС-строй Переделкино», которое строило православный жилой квартал по соседству с резиденцией патриарха в Переделкине. Владеет ЗАО «ТРИСС-строй Переделкино» семья Анатолия Дмитриева, одного из функционеров Международного общественного фонда единства православных народов и, по данным Slon, близкого патриарху. Тем более что попечительский совет фонда возглавляет сам патриарх Кирилл.
Госмонополии выбирают
В апреле 2012 года, когда разразился громкий скандал вокруг квартиры патриарха, финансово-хозяйственное управление РПЦ без лишнего шума выкупило 19,9% акций банка «Пересвет» у московского нефтетрейдера Виталия Саввина, получив почти контрольный пакет – 49,99%. Еще около 15% банка контролируют его топ-менеджеры – Елена Кагдина и Павел Панасенко. Среди других владельцев – московский Экспоцентр (25%) и основатель банка Виктор Литвяков (9,53%).
Вскоре дела «Пересвета» резко пошли в гору, свои счета туда перевели не только епархии, но и госкомпании. С избранием Кирилла патриархом у банка стремительно выросли депозиты предприятий: с 8,7 млрд рублей до 37,4 млрд рублей (40-е место по России). Небольшой банк для хранения свободных средств выбрали многие госмонополии: «Транснефть», «дочка» РЖД Федеральная пассажирская компания, «Роснано», Фонд содействия реформированию ЖКХ, ОАО «ОГК-1» и несколько крупных «дочек» «Газпрома». Епископ Тихон, который в довершении всего руководит еще и программой строительства «200 храмов» шаговой доступности в спальных районах Москвы, перевел все финансовые потоки программы тоже в банк «Пересвет».
Добившись централизации финансовых потоков церкви, епископ Тихон начал выстраивать вертикаль власти в хозяйственной деятельности РПЦ. В конце 2012 года, по данным СПАРК, он стал совладельцем ООО «Частная охранная организация "Когорта-7"». А в мае 2014 года настоятели храмов РПЦ, расположенных в Центральной России, получили из патриархии письмо о том, что «при выполнении работ по монтажу, капитальному ремонту, техническому обслуживанию средств безопасности, электромонтажным работам и услугам по физической охране на объектах РПЦ... в целях уменьшения расходов на данные виды работ и услуг рекомендуется привлекать организацию ООО «ЧОО "Когорта-7"». В дальнейшем планируется создать филиалы компании во всех епархиях. Так постепенно на смену компаниям друзей Алексия II приходит монополия иерархов, близких к патриарху Кириллу.