60 высокопоставленных российских чиновников, в том числе восемь членов Совета Федерации, губернаторы и члены правительства, три руководителя ведомств, два работника администрации президента и четыре десятка депутатов, имеют долги перед государством и кредиторами. Все вместе согласно информации банка данных исполнительных производств они задолжали 10,4 млрд рублей, подсчитал «РБК».
Чемпионом среди должников стал депутат от фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев: на него приходится 5,4 млрд рублей, то есть больше половины совокупного долга. Как выяснил «РБК», от депутата ждут оплаты кредитов, госпошлин и других сборов. Ранее Михеев объяснял, что его долг образовался из-за личного поручительства по обязательствам его компании – волгоградского холдинга «Диамант». Похожую причину назвал беспартийный сенатор от Татарстана Вагиз Мингазов, общий долг которого, по подсчетам издания, достиг 4,3 млрд рублей. На третьем месте по размеру долга с большим отрывом идет депутат от «Справедливой России», который не успел заплатить свыше 640 млн рублей по кредитам.
Против Олега Михеева в марте 2013 года Следственный Комитет возбудил сразу три уголовных дела: ему вменяли покушение на мошенничество, мошенничество в особо крупном размере и давление на суд. В мае 2014-го последнее было прекращено, а расследование дела о покушении на хищение путем мошенничества 2,1 миллиарда рублей у «Промсвязьбанка» СК объявил завершенным. В феврале прошлого года Дума лишила Михеева депутатской неприкосновенности.
У двоих из 60 высокопоставленных должников «РБК» обнаружил ИП, хотя закон запрещает чиновникам заниматься бизнесом. Согласно единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей, существуют ИП, оформленные на депутатов Госдумы Александра Балберова (ЛДПР) и Умахана Умаханова («Единая Россия»). Тем не менее, оба депутата объявили журналистам, что их ИП были закрыты несколько лет назад.
В конце мая директор Федеральной службы судебных приставов России Артур Парфенчиков заявил о «миллиардных долгах» ряда членов Совета Федерации. Имен он не назвал.
«Чиновник с неоплаченными долгами – он априори не может быть чиновником самостоятельным не только морально. Если говорить о каких-то коррупционных рисках, то первый коррупционный риск – когда чиновник имеет кучу долгов», – сказал Парфенчиков.
Читайте также: До Олега Михеева добралось следствие →