Сегодня 10 тысяч блэккебов заблокируют Лондон, подъедут к Трафальгарской площади, начнут гудеть и разъезжаться по близлежащим улицам. Они протестуют против мобильного приложения. Таксисты в Брюсселе, Милане, Берлине, Барселоне, Париже делают то же самое. Uber – возможно, первое в мире мобильное приложение, которое вызывает акции протеста не в сети, а на улице.

Мэр Лондона Борис Джонсон попросил водителей блэккебов не блокировать транспортное сообщение сегодня – акция обойдется городу в 125 миллионов фунтов. Но Джонсон не сказал, на чьей стороне его симпатии в этом споре. Симпатии таксистов точно не на стороне мэра: на их баннере написано: «Кебы против Бориса».

Чарльз водит блэккеб последние 15 лет, четыре года он потратил на то, чтобы подготовиться и сдать экзамен на знание города: «Выступать против прогресса и мобильных приложений бессмысленно, мы сегодня протестуем против городских властей. Они дали Uber лицензию частного оператора, хотя компания нарушает закон!»

Закон о таксометре запрещает любым частным операторам такси в Лондоне устанавливать устройства, которые считают стоимость поездки. Таксометры могут стоять только на лондонских блэккебах. Uber в отличие от других приложений, позволяющих заказывать такси в Лондоне, с помощью GPS отслеживает маршрут поездки и определяет ее стоимость. Остальные частные операторы, работающие с приложениями, назначают фиксированную стоимость и заранее списывают ее с вашей банковской карты.

Регулятор говорит, что таксометром считается только отдельное устройство, установленное в машине. Если клиент и водитель пользуются приложением и GPS, это не нарушает закон.

Стив, водитель блэккеба, считает правило справедливым: он два года готовился к экзамену на то, чтобы стать таксистом, и теперь считает, что должен иметь преимущества перед другими водителями: «Мы не назначаем заранее стоимость поездки, она зависит от пробок, погоды – и для нас гораздо выгоднее иметь таксометр».

Глава профсоюза лондонских таксистов Стив Макнамара говорит, что все частные операторы поддерживают позицию блэкебов: «Мы все работаем с мобильными приложениями, мы хотим, чтобы власти Лондона, отвечающие за регуляцию транспорта, просто добивались соблюдения собственных законов. В законе написано, что нельзя устанавливать таксометры, Uber их устанавливает. Лондон боится ссориться с американской компанией Uber, потому что за ними стоят Google, их финансирует Goldman Sachs. Против любого другого оператора, который бы нарушил закон о такси, регулятор выступил бы бесстрашно, а с Uber ничего не делает».

Окончательное решение в споре с мобильным приложением должен принять суд. Он установит, подпадает ли использование геолокационных данных под закон о таксометрах.

Но спор ведь не об этом. Спор о том, может ли система заказа такси через мобильные приложения функционировать без внешнего регулятора и быть настолько же надежной. Сейчас регуляторы транспорта обязывают водителей сдавать экзамены на знание города. Подготовка к экзаменам занимает несколько лет, водитель инвестирует время, сопоставимое с временем, которое вы тратите на получение высшего образования, чтобы получить лицензию. Водители частных операторов не должны знать город так хорошо, у них есть навигаторы. Доверие к водителям блэккебов гарантировано тем, что они сдали экзамены. Доверие к частным водителям, работающим с помощью Uber, гарантировано тем, что клиент может поставить оценку водителю. Пользователи выбирают, кому больше доверять, оценкам других клиентов или внешнему регулятору рынка.

В Италии или Франции нет закона о таксометрах, и формально протесты против Uber проходят с опорой на другие законы, но идея этих протестов та же самая. Нужно ли сохранять регуляцию рынка и способны ли системы, основанные на доверии к другим пользователям, заменить систему лицензирования? Революция рынка услуг такси, которую производит американский гигант, похожа на революцию в ритейле, которую в свое время сделал Amazon. Владельцы маленьких магазинов говорили, что клиенты не будут доверять продавцам в интернете: это ненадежно, сложно, это лишает людей возможности проверить товар, прежде чем купить его. Но те, кто не справился с интернет-конкуренцией, были вынуждены закрыть свои магазины.

Кевин не собирается принимать участие в сегодняшней акции, он считает, что блэккебам ничего не угрожает, они станут премиальным сервисом, но выстоят.

– Не надо считать нас какими-то ретроградами. У нас у всех установлены карты Google, и мы знаем, что такое Foursquare, но я точно могу вам сказать, что знаю город лучше, чем все сервисы, вместе взятые. Чтобы сдать экзамен и получить право водить черное такси, я выучил город наизусть. Экзаменатор спрашивает, как мне проехать от Букингемского дворца до детского сада Pony Garden. В Лондоне тысячи детских садов, но я знаю, где находится этот конкретный. Не глядя на карту, я расскажу вам самый прямой путь до вашей точки назначения. И я это сделаю быстрее, потому что моя голова соображает пока быстрее, чем телефон и поисковая система.