Фото: ИТАР-ТАСС / Зураб Джавахадзе

– Путин, введи войска! Путин, введи войска! – надрывался на сцене ведущий, и вторили ему митингующие. Соперничать с этим призывом по экспрессии сегодня могла только «Слава Стрелкову». Стрелкова славили почти после каждого выступления – зеркальный и персонализированный ответ на «Славу Украине» Майдана.

И если со сцены неоднократно звучали призывы к выбору единого лидера всего антикиевского движения юго-востока, то как минимум медийный символ уже выбран: Игорь Гиркин, известный как Стрелков. Доброволец в многочисленных конфликтах последних двадцати лет от Боснии до Чечни, реконструктор и апологет Белого движения, в вечном камуфляже с георгиевскими лентами, он, как никто другой, встроился в стереотипную систему представлений об ополченцах Донбасса и стал персональным ее воплощением. Со сцены бесконечно восхваляли Стрелкова, представляя былинным народным героем и истинным русским, митингующие держали в руках плакаты с его портретом и лозунги в его честь. Кто-то сравнил его с «освободителем» Гарибальди, что особенно иронично после недавних сообщений о прибытии в Донбасс добровольцев из Италии. Даже выступление Дениса Пушилина, спикера ДНР, лично приехавшего на акцию, не встретило таких оваций, как каждое упоминание имени Стрелкова.

Митинг «Стоим за Донбасс» в шесть вечера на Суворовской площади был согласован мэрией на 1500 человек. Позднее организаторы заявили о нескольких тысячах пришедших. Целями акции, согласно группе митинга в социальной сети «ВКонтакте», назывались сбор гуманитарной помощи и подписание петиции о более активном вмешательстве российской власти в дело защиты Новороссии. Впрочем, основной задачей, как следует из заявления члена Правоконсервативного альянса организатора Алексея Живова, является активное противодействие Западу, устраивающему «геноцид» на территории Украины, и спасение «русской идентичности».

К половине шестого на площадь стягиваются первые митингующие. Место выбрано будто нарочно с максимальной концентрацией фактурной «русской идентичности»: станция метро «Достоевская», памятник Суворову, театр Российской армии. Полиции не в пример меньше, чем на Болотной, – несколько человек у входа с рамками, и только. Сама площадь значительно меньше привычных мест для массовых акций, таких как Поклонная гора, проспект Сахарова или Болотная площадь, поэтому у входов толпятся нестройные очереди. Пройти к сцене можно, впрочем, минуя металлоискатели, с любой другой стороны – просто перебежав дорогу.

Флагов России, как и символики политических организаций, не видно: их место занимают штандарты с православными ликами, флаги Донецкой и Луганской народных республик, копия знамени Победы с Рейхстага, андреевские кресты и даже редкий сине-желто-красный флаг Всевеликого Войска Донского атамана Краснова. Бросается в глаза, что большинство плакатов: «Путин защити Донбасс» «Нюрнбергский Украинский процесс скоро на наших экранах», «Обама – террорист» и так далее – отпечатаны в едином стиле и одним шрифтом.

Из разговоров понятно, что большинство людей пришло, узнав об акции от знакомых и, собственно, слабо себе представляет, кто именно организовал митинг и что делать дальше. Однако помочь Донбассу желающих очень много: коробки для пожертвований ломятся от тысячных и пятитысячных купюр, грузовики доверху нагружены гуманитарной помощью. Люди рассказывают друг другу последние новости от родных и друзей с Украины, возмущаются бездействием российской власти и киевской хунтой. 


– Кругом ложь! – сокрушается пришедший на митинг с друзьями мужчина лет сорока. – Я люблю украинцев, но народ и правительство надо разделять! Они в своем Бандеростане совсем там журналистику задушили. Натуральная пропаганда, опровергают все российские идеалы и ценности. Вот знаете, даже западные телеканалы, ну, я там смотрел Euronews или BBC, они, конечно, прозападную позицию занимают, но, знаете, более адекватные, как-то стремятся хотя бы к объективности.
Митинг начинается минутой молчания: 40 дней назад произошел пожар в Одессе, унесший жизнь более сорока человек. В числе первых выступающих – знаменитый лидер «Евразийского движения» Александр Дугин с экспрессией, достойной ленинского броневика:
– Когда начинается война, у нас есть только один выход: выиграть ее! Русскому народу, русскому миру, нашей цивилизации наш вечный враг бросил вызов! Наши люди гибнут сегодня в Донецке, в Славянске, который защищает герой Стрелков! Наших людей убивают в Одессе, в Мариуполе! Этот вызов брошен каждому из нас, нет никаких «их» и «нас»! Та война, что ведется сейчас на Украине, – это война против русского народа, она ведется самым прямым образом: наши друзья, наши близкие там гибнут. Что я могу сделать в этой ситуации, чем я могу помочь России, как я могу отстоять нашу свободу и независимость? Так спрашивает себя каждый из нас. И здесь нужно вспомнить евангельскую истину о лепте вдовицы: пришел богатый человек и принес в церковь огромный вклад. И пришла вдова, которая принесла маленькую копеечку, но это была ее последняя денежка – благодаря ей был спасен мир. Каждый из нас может спасти Новороссию. Потому что если мы сейчас откажемся от Новороссии, мы потеряем Крым: напившись крови, враги двинут туда свои войска. А если мы потеряем Крым – мы потеряем Россию! Каждый может помочь чем-то, но настоящая победа будет, когда наше государство примет силовое решение о защите русского мира, когда найдет в себе силы подавить пятую и шестую колонны, разъедающие наше общество изнутри, когда повернется лицом к российскому народу. Путин должен помочь силой! Русские своих не бросают!
Помочь Путина просит и лично Денис Пушилин:
– Мы с вами родились в большой и могучей стране, которой я был горд, хотя и мало лет мне было. Но все последующие популистские действия украинских властей разучили нас быть патриотами. Только сейчас, к сожалению, когда начала проливаться кровь, когда мы чувствуем поддержку с вашей стороны, мы вспоминаем, что такое быть патриотами. Мы не видим ничего плохого в слове «империя». Нам навязывают, что это пагубно. Но Российская империя никогда не имела колоний, всех, кого присоединяла, она делала равными себе. Какое право имеют западные страны, у которых у самих сейчас есть колонии, учить нас какой-то демократии? То, что сделали с Ираком или в Ливии, теперь пытаются сделать с нами. Но у них это не получится!
Несмотря на то что патриарх Кирилл был в числе первых поздравивших Порошенко с инаугурацией, насилие над Русской православной церковью на Украине неоднократно упоминается в выступлениях. На церковь нацелены штыки наших врагов. Выступил даже замглавы Союза православных хоругвеносцев: «Мы русские, с нами Бог!» В трансляции видеообращения Павла Губарева слева от него висит икона, справа – портрет Путина.
Идеологическая эклектика на митинге никого не смущает: вполне привычно смешались тоска по Советскому Союзу, романтический монархизм, воинствующее православие и махровый национализм. Один из выступающих пообещал в ответ на «Небесную сотню» Майдана возрождение «черной сотни» и погромы. Это было самым удивительным: неоднократно с разницей буквально в пару минут со сцены звучали обличительные речи в адрес нелегитимной фашистской хунты и возмущение по поводу жидов и сионистов, угнетающих и оболванивающих единый украино-российский народ. Вот, например, что говорил политолог Валерий Коровин:
– Запад без объявления войны, как уже не раз бывало, вторгся на территорию большой России и руками карателей, создав на основе бандеровских подразделений отряды полицаев, начал геноцид русского народа. Россия должна искупить свою вину перед русскими, оставшимися на территории Украины. Русские Донецка и Луганска ничем не хуже русских Крыма! Земля должна гореть под ногами карателей, представляющих кучку еврейских олигархов. Везде, где русский человек встретит карателя, он должен убить его, потому что это народно-освободительная, отечественная война!
Об информационной войне со сцены говорили, не стесняясь рискованных аналогий. Мог ли во время Сталинградской битвы ТАСС давать слово и Левитану, и Геббельсу? Никогда. 
– Когда вы видите в интернетах людей, просто невменяемых, которые орут там «Путин-Киселев-Киселев-Путин», вы не спешите их судить! Там же такая промывка мозгов была. Я не уверен, что сам бы ее выдержал. Были исследования: только 15 процентов выдерживают такую промывку, когда тебе говорят: черное – это белое, белое – это чёрное. Отнеситесь к ним как к заблудшим, одурманенным, чокнувшимся. Нужно не убить их, а помочь выбраться из этой ямы. И пожалуйста, берегите русский язык, не материтесь там в три этажа! – напутствует журналист информагентства Anna News Михаил Щеглов.

Сменяют друг друга на трибуне «человек, последовательно выступавший за интересы русского народа», – Владимир Вольфович Жириновский, премьер-министр закарпатских сепаратистов «Республики Подкарпатская Русь» Петр Гецко и представители харьковского и киевского антимайданов. Транслируется обращение консервативного публициста Егора Холмогорова, в котором он обличает «ложь о неизбежности третьей мировой войны» и говорит о необходимости единения с Украиной и срочной помощи Донбассу по меньшей мере техникой и оружием. На фоне прочих предложение Ивана Охлобыстина выглядит едва ли не самым демократическим из всех: России не нужно захватывать территории Украины, но только провести федеральный референдум о вводе миротворческого контингента на территорию Донецкой и Луганской областей. 
Митинг вполне можно назвать и концертом: музыкальных выступлений и поэтических чтений было едва ли не больше, чем пламенных речей. Патриотической патетики в текстах предостаточно: от призывов не поддаться Западу, желающему, чтоб «наши сыновья долбились в задницу», до привычных утверждений о том, что у России нет друзей, кроме армии, авиации и флота.


Акция длится больше трех часов, к этому времени уже почти все разошлись, начинает смеркаться. Группа задержавшихся молодых людей, идя к метро, обсуждает достоинства фигуры одной из исполнительниц, выступавших на митинге. И попутно переживает: «Русским-то надо, конечно, помочь, без вопросов, но зачем этакими-то фриками народ смущать?»