Хуан Карлос I и принц Фелипе. Фото: REUTERS / Juan Medina
Сегодня у нас в Мадриде наследный принц Испании Фелипе Бурбон, 46 лет от роду, провожает на заслуженный отдых своего отрекшегося от престола отца Хуана Карлоса I и становится королем Фелипе VI. До сего времени не слишком публичный человек – кто он, новый король одной из пяти крупнейших европейских держав?
Самый подготовленный глава государства
Фелипе – младший из трех детей Хуана Карлоса и Софии, получил утонченное образование. В отличие от отца его с детства готовили к работе короля. Воспитатели заботились о том, чтобы он узнал мир и выучил иностранные языки. С девяти лет он свободно говорит по-английски и по-французски, произносит речи на официальных языках Испании: баскском, каталонском и галисийском. Школьные годы в канадском интернате Lakefield, диплом юрфака Автономного университета Мадрида, MBA по международным отношениям в вашингтонском Университете Джорджтауна – такому резюме можно позавидовать. Добавьте к этому учебу по году в трех военных академиях по родам войск: сухопутной, морской и авиационной. Принц не только овладел вопросами стратегии и безопасности, но и сдал экзамен на капитана фрегата, с 20 лет умеет пилотировать вертолет и боевой истребитель. Автор лично знаком с военными авиабазы San Javier, с которыми Фелипе служил простым лейтенантом. По их рассказам, аристократ тянул лямку, как все. В соседнем городке мне доводилось обедать в обычном ресторане, где августейшие родители с сыном встречались на его увольнения.
В спорте принц тоже всегда ставил планку очень высоко. Фелипе VI отличный лыжник и теннисист, но главным его спортом является парусный. Он чемпион страны, участвовал в олимпийской команде и занял 6-е место на Олимпиаде 1992 года в Барселоне. На единственных прошедших в Испании Играх наследник престола маршировал с национальным флагом во главе своей сборной.
До восшествия на престол Фелипе Бурбон возглавлял три фонда, участвовал каждый год в 320 официальных мероприятиях и получал зарплату 6 млн 800 тысяч рублей в год. В футболе он болеет не за «Реал», как его отец, а за нынешнего чемпиона Испании – мадридский «Атлетико».
Характер нового короля, по свидетельствам близких, очень спокойный и уравновешенный. Он вежлив, улыбчив, предельно корректен – но всегда держит дистанцию. Это очень отличает наследника от его отца, у которого всегда был имидж «рубахи-парня» в стиле Ельцина. Умение расположить к себе не является сильной стороной Фелипе, скорее его можно назвать скрытным.
«Жениться по любви»
Наследный принц Фелипе с детства привыкал к мысли о том, что «свобода – это осознанная необходимость» и что велика вероятность всю жизнь провести с постылой крокодилицей знатных кровей. Отец его женился на гречанке Софии по любви, хотя городские легенды и «розовая пресса» всегда приписывали Хуану Карлосу I амурные похождения, а его роман с немецкой принцессой Коринной Сайн-Витгенштейнсовсем подпортил репутацию короны. Фелипе Бурбону – высокому, статному красавцу, в молодости просто прохода не давали девушки из высшего мадридского общества. И не только мадридского, ведь принц провел несколько студенческих лет за границей, когда учился в Канаде и США. Можно представить, как трудно ему было найти тихое счастье в личной жизни – на голову выше всех на танцполе, лицо с обложки журналов. Поэтому по-настоящему зажигать принц всегда любил там, где его не узнают прохожие: в Дании, в США, и, кстати, его не раз видели в московских ночных клубах.
Но невесту голубых кровей Фелипе так и не нашел, а от предложенных семьей партий по расчету вежливо, но твердо отказался. И тут произошло чудо, опять же как в песне, но не Пугачевой, а уже Верки Сердючки. Телеведущая новостей Первого канала Испании «немного за тридцать» Летисия Ортис полюбила и вышла замуж за принца. Из простой семьи, дочь журналиста и медсестры, к тому же разведенная! Как можно-с! Страна и королевский дом бурлили от эмоций около года, но Фелипе настоял на своем. И вот сегодня, спустя 10 лет после той свадьбы, простолюдинка становится королевой Испании доньей Летисией. На недавний вопрос журналистов королеве-матери: «Что пожелаете своей невестке?» – София спокойно ответила: «Пусть остается такой, какая она есть. У нее все получится».
Конечно, за годы в королевской семье Летисия прошла перезагрузку по полной программе. Супруги счастливы в браке, хотя в семейной жизни бывают и у них проблемы. Растут две дочери, Леонор и София. И это ничего, что нет мальчика – в Испании готовится конституционная реформа о том, что престол будет наследоваться по старшинству, независимо от пола. Ее не ввели в действие потому, что ждали, когда станет королем Фелипе, ведь у него есть две старшие сестры – инфанты, которым управлять страной не придется. Права маленькой Леонор на наследие престола подчеркнул отрекшийся Хуан Карлос I. В телеобращении к народу он неслучайно поставил на столе фотографию трех поколений Бурбонов: он сам и его сын Фелипе со старшей дочерью на руках.
Посол Испании
Кардинальное преимущество монархии перед другими формами правления – это сфера внешней политики и международный имидж. Никакой самый подготовленный чиновник из МИДа, которого привел тот или иной избранный премьер некоей страны, не может по определению ориентироваться во внешней политике так, как король. Ведь он всю жизнь, с детства, играет роль символа и участвует в бесчисленном количестве международных дел. Нет большего эксперта во внешней политике Англии, чем Елизавета II, или в Испании, чем уходящий Хуан Карлос I. Представьте себе, что они общались и обедали еще с Гарри Трумэном и Джоном Кеннеди. К тому же общеизвестно, что всем избранным президентам и премьерам республик – от России до Аргентины, очень нравится быть принятыми в королевских дворцах с монархическими почестями. Августейшая особа может одним телефонным звонком решить запутанные международные вопросы и устроить встречу практически с кем угодно.
Конечно, будущего короля Испании готовили и к этой, пожалуй самой важной его миссии – представительской. Будучи принцем Испании, Фелипе взял на себя общение с латиноамериканскими странами – традиционными партнерами и братскими государствами. За свою бытность наследником он посетил 69 инаугураций тамошних президентов. Даже весть об отречении отца от престола застала его на очередном, семидесятом, протокольном мероприятии в Сальвадоре. В год принц совершал 14 официальных зарубежных визитов и произносил 60–70 больших речей.
На короле лежит также важная неформальная задача продвигать бренд «Испания». Дело это серьезное и стратегическое, в стране есть специальный верховный комиссариат правительства, который ведает этой «торговой маркой». И конечно, лицом бренда является монарх. Современный, молодой, образованный и деловой король как нельзя кстати для промоушена испанских компаний за рубежом. Конечно, Фелипе еще надо заслужить то огромное доверие, которым пользуется его отец у арабских шейхов и мусульманских владык Северной Африки, но наверняка это ему под силу.
Очередные задачи королевской власти
Хуан Карлос оставил сыну если не ворох, то букет проблем. Во-первых, никогда популярность монархии не была так низка среди подданных – стабильная тройка по десятибалльной системе последние три года. Поднять рейтинг нехаризматичного наследника будет непростой задачей. Интересно, что за несколько месяцев до отречения произошли две знаковые отставки в ведущих СМИ Испании: уволен главный редактор El Mundo легендарный Педро Хота Рамирес, а также сменен на более лояльного короне главред ведущей газеты Барселоны La Vanguardia. Оба решения приняты собственниками изданий, и, по слухам, не в последнюю очередь связаны с необходимостью поддержки монархии.
В довершение всего, на престиж Короны негативно влияет коррупционный скандал с участием шурина наследника – гандболиста Иньяки Урдангарина. В ближайшее время тот вновь предстанет перед судом по коррупционному делу, но судья из Майорки собирается нанести новый удар – вызвать в качестве свидетеля сестру Фелипе VI – инфанту Кристину.
Во-вторых, на 9 ноября намечен запрещенный центральными властями референдум по независимости Каталонии. Президент каталонцев Арур Мас сразу после отречения Хуана Карлоса заявил: «Король уходит, а я остаюсь» – и сообщил, что не приедет на интронизацию Фелипе VI, потому что у него в это время дела в США.
В-третьих, страна только начала выходить из тяжелейшего экономического кризиса, и положение простых испанцев довольно тяжелое. Им нужен лидер, который бы олицетворял надежность, патриотизм и устремленность в будущее. И конечно, кабинетные командиры – не в испанских традициях. Здесь издревле правят на коне и с мечом, без всяких там обиняков и айфонов. Как когда-то 23 февраля 1981 года молодой король Хуан Карлос I обратился к нации по телевидению в ночь попытки государственного переворота. И напомнил, что король есть Верховный главнокомандующий, и фактически приказал войскам вернуться в казармы. В эту ночь рядом с ним была семья, и юный Фелипе не сомкнул глаз, как и его отец. Как и следует гаранту демократии, монарх решительно защитил Конституцию и свободу, за это испанцы благодарны ему всю жизнь. У нового короля, Фелипе VI, свое 23 февраля еще впереди.