Керчь. Фото: ИТАР-ТАСС / Антон Луканин
Из запланированных в России на эту осень региональных выборов одни из самых интересных пройдут в Крыму. Полуостров не просто впервые будет выбирать не между украинскими, а между российскими партиями, но заодно и определится с исполнительной властью, потому что по крымской Конституции главу республики избирает региональный парламент. Стать первым избранным руководителем Крыма в составе России – это не просто престиж и деньги, но и возможность навсегда вписать свое имя в учебники истории, поэтому ставки обещают быть высокими.
Цена вопроса
Неудивительно, что стоимость одного депутатского мандата в крымском парламенте резко возросла по сравнению с расценками украинского Крыма. Во-первых, количество депутатов сократили со 100 до 75. Во-вторых, депутаты крымского парламента получили неприкосновенность и зарплату. Раньше они не имели ни первого, ни второго, так как среди украинских народных избранников зарплату получают только депутаты Верховной рады Украины, а все остальные депутаты (в областных, городских, районных и прочих советах), кроме секретарей и председателей, выполняют свои функции на общественных началах. Соответственно, ранее в украинском парламенте Крыма зарплаты были только у членов президиума и руководителей постоянных комиссий, а теперь депутаты сами могут назначать себе размер финансового довольства.
Наконец, именно депутаты крымского парламента будут выбирать главу Республики Крым. Формально они также смогут выносить ему недоверие. В Крыму в отличие от других регионов России решили закрепить непрямые выборы главы региона, чтобы лишний раз не рисковать, а заодно позволить местной политической элите сэкономить средства на избирательной кампании. Ну а на практике непрямые выборы главы региона означают, что борьба между двумя главными политиками Крыма – Сергеем Аксеновым и Владимиром Константиновым – развернется во время парламентских выборов этой осенью. Бороться будут за то, чтобы провести туда как можно больше лояльных им депутатов.
Для Кремля Крым сейчас представляет особый сакрально-символический интерес. Поэтому российская государственная машина сделает все, чтобы результаты местных выборов засвидетельствовали абсолютную поддержку нынешней власти во главе с Владимиром Путиным. Многие российские политики и общественные деятели уверяют, что республика станет витриной «хорошей жизни по-российски». Мол, для этого Москва не пожалеет ни денег, ни людей, ни проектов, ни внимания. Однако вероятнее, что из Крыма будут делать не вторую Ниццу, а второй Сталинград. Население нового региона должно стать для всей остальной России примером беспредельного патриотизма, нетерпимости к инакомыслию и, конечно же, преданности Владимиру Путину.
Для этого будут использованы российские партии. Прежде всего «Единая Россия» и ЛДПР – их нынешние крымские руководители тесно связаны предыдущей совместной политической деятельностью. КПРФ и «Справедливой России» придется намного труднее – им для прохождения в парламент придется использовать недовольство электората трудностями переходного периода на полуострове.
«Единая Россия»
Крымская «Единая Россия» имеет все шансы привлечь в ряды своих сторонников бывших избирателей и Партии регионов, и Компартии Украины. На последних всеукраинских парламентских выборах 2012 года в Крыму первая получила 52,34% голосов, вторая – 19,41%, так что рейтинг единороссов накануне сентябрьских выборов обещает быть весьма высоким.
Но этот рейтинг придется делить между собой двум мощным внутренним группам, во главе которых стоят нынешний крымский лидер Сергей Аксенов и председатель крымского парламента Владимир Константинов. В недавнем прошлом Сергей Аксенов, который пока лидирует, возглавлял региональную украинскую политическую партию «Русское единство» – на местных выборах 2010 года она набрала 4%. На гребне февральской революционной волны его вынесло в кресло лидера российского Крыма, так как именно Аксенов взял на себя ответственность за организацию референдума, подставившись под возможный удар со стороны Киева.
Владимир Константинов, напротив, находился при местной власти с 2010 года. Он был спикером парламента, как и сейчас, играл вторую роль в политической жизни полуострова при тогдашнем главе Крыма Анатолии Могилеве, представлявшем донецкую команду Януковича. В политику Константинов пришел из строительного бизнеса: его компания «Консоль» – один из основных застройщиков в регионе.
Разбираясь в сложных отношениях правящего на полуострове тандема, важно помнить, что Сергей Аксенов не является формальным лидером «Единой России» в Крыму. Он возглавляет региональную организацию Общероссийского народного фронта. За это ему полагается собственная квота в числе депутатов от «Единой России», а также Аксенов получит гарантированный контроль над всеми будущими депутатами местного парламента от ЛДПР.
Как? Дело в том, что Сергей Шувайников, лидер крымских либерал-демократов, был одним из трех депутатов, прошедших в парламент украинского Крыма от партии «Русское единство» в 2010 году (первые два – Сергей Аксенов и Сергей Цеков). Это значит, что местное крыло ЛДПР – по сути, партия, подконтрольная Аксенову. Кроме того, Сергей Цеков (мозг проекта «Русское единство») сейчас стал первым членом Совета Федерации РФ от Крыма, что дает Сергею Аксенову дополнительные преимущества в его борьбе с Константиновым.
С другой стороны, политическая реклама единороссов в Крыму сейчас появляется исключительно с изображением Владимира Константинова. А это, скорее всего, означает, что именно он финансирует избирательную кампанию крымской «Единой России» и, соответственно, имеет большую квоту на своих людей в будущем парламенте. Поэтому вполне возможно, что со временем Владимир Константинов захочет сменить занимаемый им пост спикера парламента на кресло главы Крыма.
ЛДПР
Как ни странно, ЛДПР – это партия крымской молодежи. И своих избирателей она, скорее всего, будет искать среди тех, кто раньше, на украинских выборах, голосовал за партию УДАР Виталия Кличко (таких было около 7%). Главная проблема крымской ЛДПР состоит в том, что она совершенно не хочет отмежевываться от риторики единороссов, из-за чего крымчанам трудно понять, какая между ними разница.
Главный и единственный публичный лидер ЛДПР в Крыму – это Сергей Шувайников, человек из команды Аксенова, которого он, скорее всего, будет поддерживать в будущей неофициальной борьбе за место главы Крыма.
Сейчас эта партия ведет довольно странную рекламную кампанию. Вместо ожидаемого изображения Владимира Жириновского на каждом плакате, флажке и ручке крымские либерал-демократы решили написать лишь четыре многозначительные буквы – ЛДПР. Видимо, понимают, что связка «ЛДПР – Жириновский» пока еще не очень закрепилась в сознании крымских избирателей.
КПРФ
Проблема крымской КПРФ заключается в том, что она фактически дублирует риторику «Единой России» (и ЛПДР), на которую сейчас ориентированы все пенсионеры и ярые русофилы – традиционный крымский электорат украинской Компартии. Это нарушает преемственность между украинскими и российскими коммунистами, поэтому высокого результата КПРФ на предстоящих выборах ожидать не стоит. Единственное, чем они могут зацепить старшую возрастную группу, – это рабоче-крестьянская символика, на которой, скорее всего, и будет сделан акцент.
Крымские пенсионеры (основной коммунистический электорат Крыма) всегда жаждали увеличения социальных выплат и определенной идеологической риторики («антифашизма»). Но представители «Единой России» уже в избытке предоставили им и то и другое, так что места для КПРФ остается совсем мало. И без них каждая политическая сила в Крыму сейчас подчеркивает важность воссоединения Крыма с Россией, необходимость борьбы с «киевской хунтой» и прочие советско-ностальгические ценности.
Возможно, в руководстве КПРФ это понимают и поэтому пока не ведут серьезной агитационной кампании в Крыму. У них пока тут нет даже билбордов. Да и зачем, когда большинство их потенциальных избирателей уже влились в ряды поддержки «Единой России», а оставшаяся часть скорее проголосует за эпатажного Владимира Жириновского, чем за «настоящего коммуниста» Геннадия Зюганова.
Единственное преимущество КПРФ состоит в том, что им удалось завладеть организационной структурой украинской Компартии, которая в Крыму занимала неплохие позиции – набрала почти 20% на последних украинских парламентских выборах. Вопрос о руководстве региональным отделением КПРФ на полуострове пока не решен.
«Справедливая Россия»
«Справедливая Россия» – наверное, единственная из российских партий, которая может рассчитывать на голоса хотя бы части тех крымчан, кто голосовал за бывшую украинскую оппозицию – прежде всего за партию «Батькивщина» Юлии Тимошенко. По всей видимости, справедливороссы будут собирать под своими флагами всех недовольных скоростью и проблемами переходного периода в Крыму.
Их потенциальные избиратели – это «белые воротнички» и предприниматели, испытывающие неудобства из-за присоединения Крыма к России. К тому же «Справедливая Россия» может преуспеть, если не будет копировать риторику единороссов, как это сейчас делают все остальные партии. Но успех их будет зависеть от того, насколько они сами окажутся готовы идти на конфронтацию с действующей властью.
Костяк «Справедливой России» в Крыму сформирован не из местных политиков. Александр Терентьев, ставший лидером крымских справедливороссов, сейчас возглавляет алтайское отделение партии.
Прочие партии
Помимо четырех главных российских партий, участвовать в крымских выборах собирается еще множество мелких. Риторика у всех у них практически одинаковая, поэтому расчет обычно делается на неопытность избирателей. Например, рекламным простоем КПРФ пользуется местный коммунистический лидер Леонид Грач, который в свое время с громким скандалом вышел из состава украинской Компартии и теперь пытается прорваться в парламент Крыма при помощи политической партии «Коммунисты России».
Два других активных проекта полуострова – «Патриоты России» и партия «Родина». Первые входят в уже упомянутый Общероссийский народный фронт Владимира Путина. По всей видимости, «Патриоты России» призваны прощупать военный электорат Крыма (прежде всего Севастополя). Партия «Родина» – также интеллектуальный продукт команды Путина, однако немного с другим смыслом. Если «Патриоты России» – это партия для военных, ветеранов, их семей, знакомых и вообще всех граждан с милитаристским мышлением, то «Родина» – это партия ностальгии по СССР (по крайней мере, именно так она позиционируется в Крыму).
Выборы и их последствия
То, что сентябрьские выборы в Крыму закончатся уверенной победой «Единой России» (возможно, в связке с ЛДПР – для формирования конституционного большинства), практически предрешено. Но гораздо важнее, будет ли новый состав парламента качественно отличаться от того, который крымчане видели на протяжении более десяти лет в Верховном совете украинского Крыма.
Пока все указывает на то, что будущий парламент Крыма будет представлять ту же закрытую номенклатуру местной элиты (за исключением крымских татар), которая и раньше занимала практически все высшие должности на полуострове. И это удручает больше всего, ведь большинство крымчан связывают с вхождением в Россию надежды на перемены и лучшую жизнь. Но новых людей для воплощения этих надежд Москва им, видимо, не предоставит.