Экс руководитель аппарата президента Украины Виктор Медведчук. Фото: РИА Новости
О Викторе Медведчуке в украинской политике уже совсем забыли, когда он появился в ней вновь, при этом в один из самых драматичных моментов истории Украины. Заявление пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова о том, что Путин приветствует налаживание Медведчуком контактов в Донецке и Луганске, стало четким указанием на того, с кем Киев и Запад должны говорить о мире на востоке страны. На фоне отзыва разрешения Совета Федерации использовать российские войска на украинской территории это стало первым шагом к серьезным переговорам. Многим это подарило надежду на начало мирного урегулирования, а Медведчуку – возможность вернуться в большую игру.
До этого его попытки вновь обрести политический вес проваливались. Народная молва по привычке приписывала ему коварные интриги в закулисье украинской власти, но даже если они и имели место, ни в какие видимые достижения эти усилия так и не вылились. Медведчук пропал из поля зрения публики сразу после «оранжевой революции» – тогда он возглавлял администрацию президента Кучмы. Лишь после победы Януковича на президентских выборах бывший серый кардинал украинской политики вновь обозначил себя в публичном пространстве, создав движение «Украинский выбор», агитировавшее за Таможенный союз, и позже демонстративно встретившись с Владимиром Путиным на своей даче в Крыму.
Однако ни главным коммуникатором с Москвой, ни влиятельным политическим лидером Медведчуку стать так и не удалось. Янукович не спешил назначать его на какие-либо должности, а миллионы, потраченные на рекламную кампанию «Украинского выбора» и его патрона, ушли в песок. Несмотря на то что каждый второй билборд был заклеен рекламой движения, сам «Украинский выбор» оставался виртуальным проектом, так и не сумевшим оказать сколько-нибудь серьезное влияние на ход событий в стране. Жизни в последних проектах Медведчука было примерно столько же, как и в его постах в Facebook, написанных в ужасном канцелярском стиле. От них за версту веяло лениво отрабатываемой скромной зарплатой пиарщика, которому достались лишь крошки от удачно освоенного другими людьми рекламного бюджета.
Миротворец по вызову
Решение Порошенко возобновить антитеррористическую операцию должно было бы похоронить не только возможный компромисс между сторонами, но и шансы Медведчука его оседлать. Однако буквально на следующий день свою готовность на значительные уступки ради мира высказал «премьер» самопровозглашенной ДНР Александр Бородай. О том, что продолжение активных действий со стороны украинских силовиков не закрыло возможность политического урегулирования, свидетельствует и позиция российского МИД. Сергей Лавров поддержал идею провести в Берлине встречу со своими коллегами из Германии, Украины и Франции, а в самом министерстве выступили с призывом срочно созвать Контактную группу по урегулированию конфликта, в заседаниях которой принимал участие и Медведчук.
Украинская сторона также открыта для дальнейшего диалога. Петр Порошенко назвал условия возобновления перемирия, подтвердив возможность продолжения переговоров. А заместитель главы администрации президента Украины Геннадий Зубко в своем комментарии украинскому изданию Insider заявил, что без переговорного процесса конфликт решить не получится. При этом в администрации не возражают против участия в нем Медведчука – как оказалось, без него он невозможен. «Когда мы попробовали убрать Медведчука из переговоров и он улетел в Хорватию, эти переговоры тут же прекратились. Так что пусть уж сидит», – заверил украинских журналистов Зубко.
Еще до окончания перемирия украинские СМИ начали перепечатывать новость относительно планов Путина сделать из своего друга губернатора Донецкой области, а из его близкого соратника, народного депутата от Партии регионов Нестора Шуфрича, – Луганской. Некий источник в окружении Януковича заверил, что российский президент будет требовать от Петра Порошенко дать своему куму и его коллеге рулить областями, охваченными вооруженным противостоянием. Сам Медведчук эту информацию не подтвердил и не опроверг, заявив, что «во власть он не стремится», желая лишь «остановить кровопролитие».
Появление на переговорах Медведчука, имеющего среди украинцев репутацию представителя российской «пятой колонны», вызвало среди ряда украинских политиков и журналистов настоящую истерику. Мол, совсем непонятно, кого же представляет бывший глава администрации Кучмы. Статус Шуфрича и Медведчука и правда был поначалу неясным. Стороны лишь указывали друг на друга пальцами, хотя все отлично понимали, что Медведчук выступает в роли представителя интересов Путина. Российскому президенту был нужен переговорщик, уполномоченный говорить от имени самопровозглашенных ДНР и ЛНР, но не имеющий никакого формального отношения к Москве. Российский посол при этом должен был изображать формальный нейтралитет своей страны. Именно поэтому официальный Киев также не захотел придавать переговорам, стыдливо названным «консультациями», высокий статус, отправив на них Леонида Кучму, формально не представляющего ни одну из ветвей украинской власти. Но желание заработать себе политический капитал заставило многих сделать вид, будто они в упор не понимают, что происходит на самом деле.
Уже спустя какое-то время психику записных патриотов ожидал следующий удар. Генеральный директор группы телеканалов «1+1», которая принадлежит легендарному губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому, сообщил, что его шеф и сам является ярым сторонником назначения Медведчука главой соседнего региона. Чтобы долго не разбираться, почему «самый патриотичный олигарх» решил поддержать «пятую колонну», кликушествующая публика объявила об олигархическом сговоре с целью продать Украину по кусочкам. Слова Коломойского о том, что альтернативой переговорам остается лишь война, мало кого заставили обратить на себя внимание.
О том, что же является настоящим предметом переговоров, пока говорить очень рано. Кроме сливов в СМИ, никаких реальных оснований оценивать готовность сторон идти на компромисс попросту не существует. Но сам факт появления Медведчука в этой комбинации на фоне активизировавшихся телефонных разговоров Меркель, Олланда, Порошенко и Путина говорит о заинтересованности последнего в настоящем диалоге. Никакого смысла впутывать в переговоры своего кума без реальной на то надобности у российского президента нет. Если бы целью переговоров была лишь имитация, чтобы избежать санкций или затянуть время, потешных сепаратистов уровня Александра Бородая было бы достаточно.
Кабинеты против улиц
О том, что Медведчук может стать ретранслятором российских интересов на Украине, свидетельствует целый ряд фактов. Это и внимание российских СМИ к его заявлениям, и поддержка остатков Партии регионов кандидатуры Медведчука на пост губернатора Донецкой области. Учитывая полное совпадение в риторике самого главы «Украинского выбора» и той части бывшей партии власти, которая продолжает оставаться лояльной богатейшему украинцу Ринату Ахметову, вполне возможно, что именно на эту политическую силу Медведчук и попытается опереться в дальнейшем. Его соратник Нестор Шуфрич до сих пор остается членом фракции Партии регионов в Верховной раде. Ахметову же поддержка российских интересов в случае успеха мирных переговоров о дальнейшей судьбе Донбасса позволит получить политическую защиту для своих активов.
Правда, все расчеты игроков в высоких кабинетах могут быть перечеркнуты изменившейся украинской политической реальностью, в которой голос улицы уже нельзя не учитывать. Еще недавно Порошенко был вынужден скрепя сердце принять решение о продолжении антитеррористической операции, несмотря на свое желание продлить перемирие. Вполне возможно, что назначение Медведчука губернатором Донецкой области вновь заставит многих украинцев собраться у администрации президента, чтобы намекнуть Порошенко, что он не совсем прав.
Попытка придать Медведчуку любой официальный статус со стороны украинского президента, скорее всего, вызовет именно такую реакцию. Глава «Украинского выбора», пожалуй, одна из наиболее демонизированных фигур в глазах большинства украинцев. Ему приписывают работу на КГБ, когда еще в советские времена он выступал адвокатом политических диссидентов, отчаянную борьбу с «оранжевыми» во время событий 2004 года и затягивание Украины в Таможенный союз накануне нынешнего Майдана. Короче говоря, большего подонка в представлении активной части современного украинского общества нужно еще поискать.
Поэтому даже желания Путина получить «своего» переговорщика, расчета Ахметова на спасение собственных активов и готовности Порошенко говорить с кем угодно, чтобы избежать дальнейшей эскалации, может оказаться недостаточно. И если мирное урегулирование конфликта и сохранение своего влияния в Киеве и правда входит в интересы Кремля, стоит хорошо подумать, насколько правильной является ставка на Медведчука. Неприятия украинцев к навязанному им переговорщику может оказаться вполне достаточно, чтобы перечеркнуть все усилия по урегулированию конфликта, когда за стол переговоров придется садиться вновь.