Луганск. Житель города у жилого дома, загоревшегося в результате артобстрела в одном из районов города. Фото: ИТАР-ТАСС / Валерий Матыцин

На прошлой неделе главной новостью из Донбасса стал «Боинг», сбитый боевиками ДНР. Пока в Донецкой области пытались начать расследование инцидента, в Луганске происходила другая трагедия. Целую неделю город прожил под артиллерийским огнем и сейчас находится на пороге гуманитарной катастрофы.

Ад по-лугански

В Луганске стало совсем плохо. С начала недели город находился под обстрелом. Артиллерия, минометы, «Грады» били изо всего и куда попало. Обстрел велся и из самого города боевиками, и тоже по целям в городе. Это притом, что до самого воскресенья украинская армия топталась в отдалении и к городу не лезла. Поэтому жертвами мин и снарядов стали простые луганчане, которые по разным причинам не уехали из города.

Луганск. Жительница города у одного из домов, пострадавших в результате артобстрела. Фото: ИТАР-ТАСС / Валерий Матыцин

Точное количество жертв и масштаб разрушений еще предстоит выяснить. Стрельба велась по всем частям города, включая спальные районы. Только в пятницу погибло 16 луганчан и еще 66 получили ранения, а за предыдущие дни – 44 и 215 человек соответственно. Сбором данных занимаются в городском совете, но цифры растут ежедневно. В воскресенье обстрелу подвергся центр города. Под снаряды попал университет, музей, библиотека и ряд других госучреждений с прилегающими улицами. Число погибших уточняется. Также местные журналисты собирают списки пропавших без вести и захваченных в заложники. Утром в понедельник там значилось 76 фамилий луганчан. По данным СНБО, всего в заложниках у повстанцев находятся 396 человек.

Луганск. Здание средней образовательной школы, пострадавшее в результате артобстрела города. Фото: ИТАР-ТАСС / Валерий Матыцин

Страдает и сам город. По состоянию на вечер воскресенья, без электричества оказались 125 тысяч квартир, 100 тысяч – без воды. Соподчиненные Луганску город Александровск и поселок Юбилейный, а также несколько кварталов самого Луганска остались без газа. В городе постоянно пропадает мобильная связь, интернет. Восстанавливать системы жизнеобеспечения сотрудники аварийных служб просто не успевают. Счет разрушенных зданий (в том числе жилых домов) идет на сотни. Некоторое представление о масштабах обстрела дает интерактивная карта, созданная местными жителями. На ней отмечают адреса, по которым зафиксированы попадания снарядов. Правда, обновлять ее тоже не успевают.

Всё ближе

Пока ведется бессмысленное уничтожение Луганска, силы АТО медленно продвигаются по прилегающим районам области. Так, в воскресенье шли бои за поселок Георгиевка и город Рубежное. По некоторым данным, шли бои и за поселок Юбилейный. Согласно сообщениям СМИ, руководство ЛНР покинуло Луганск. Также есть сведения о попытках боевиков покинуть Донбасс. Удивляться нечему – их дела действительно плохи. Силовикам удалось разделить донецкий и луганский узлы сопротивления, и от границы повстанцев тоже отрезают. «Вчера перерезали последнюю основную трассу, связывавшую Донецк с Луганском и, соответственно, с Россией. Все очень плохо!» – прокомментировал ситуацию Стрелков, заявив о стратегическом поражении повстанцев.

После бегства боевиков из Славянска бойню ждали в Донецке. Именно туда переехал Гиркин со своей «армией». Но военные спешить со штурмом не стали, укрепляя свои позиции в области. «На западе уплотняется кольцо вокруг Горловки и Донецка. Занята значительная территория между Артемовском, Горловкой, Константиновкой. Расширяется зона контроля вокруг аэродрома Донецка» – сообщают в пресс-центре АТО. В самом Донецке тоже было относительно тихо. «Город пуст. По нему передвигаются в основном пенсионеры и женщины. Боевики как-то себя спокойно чувствуют. Собирают дань, сидят по кафешкам и просто прогуливаются», – рассказывает очевидец. Впрочем, уже в понедельник утром там возобновились бои в районе аэропорта.

Луганск. Народные ополченцы на одной из улиц города. Фото: ИТАР-ТАСС / Валерий Матыцин

Уставшее от войны местное население перестает поддерживать повстанцев. Одни недовольны отведенной им ролью живого щита, другие просто ждут, когда закончится кошмар. Так, на прошлой неделе в городе Лисичанске (Луганская область) на установленной боевиками растяжке подорвались три подростка, двое из которых погибли. Возмущенные жители поставили местному полевому командиру Мозговому ультиматум с требованием убираться из города, иначе на него будет объявлена охота. Кстати, через несколько дней к Лисичанску подобрались силовики, взяв в плен группу боевиков.

Контекст

Сбитый «Боинг» сильно ухудшил положение повстанцев. Вряд ли теперь возможны переговоры – даже вроде тех симулятивных, которые состоялись в Донецке в июле. А вот в общении с западными лидерами у Порошенко появился мощный козырь. Заступаться за отморозков, сбивших пассажирский авиалайнер, не стал даже Путин. Он, конечно, сделал ритуальное заявление об ответственности Украины за трагедию, но потом призвал боевиков сложить оружие. Оно и понятно: теперь «дружба» с ДНР может обойтись Кремлю слишком дорого. Так что переброска военной техники на Украину может прекратиться в любой момент. Кажется, повстанцы и сами растерялись от того, что натворили. Например, Стрелков стал молоть чушь о том, что «Боинг» перевозил трупы.

На месте падения пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» Boeing 777. Фото: ИТАР-ТАСС / Зураб Джавахадзе

Впрочем, на Украине появилась и другая проблема – в обществе зреет недовольство ходом АТО. Так, в выходные жительницы Львова перекрыли международную трассу, протестуя против отправки в зону АТО новых солдат и требуя вернуть домой тех, кто был мобилизован ранее. В среду администрацию президента пикетировали жены и матери бойцов 72-й бригады, которая с 12 июля находится в окружении в Луганской области и понесла тяжелые потери. На понедельник запланирована акция луганчан. Находящиеся в Киеве беженцы будут требовать от Порошенко решительных действий по освобождению Луганска и предотвращению гуманитарной катастрофы.

В целом ситуация в Донбассе плохая. Гибель мирных жителей и разрушения в Луганске, крушение «Боинга» на Донетчине и вялотекущие военные действия подогревают недовольство по всей стране. Будучи зависимым от внешнеполитических раскладов, украинское руководство вынуждено лавировать между общественным мнением, международной дипломатией и необходимостью подавлять боевиков. Так что быстро восточноукраинский кризис не разрешится. Поэтому впереди еще много жертв, и их число будет только расти.