Государство и общественные организации много лет обсуждают помощь малому бизнесу, но эти разговоры так или иначе сводятся к деньгам. Кредиты, субсидии, страховые взносы, гранты, дотации. Суммы разные – некоторые весьма впечатляющие. Например, Минэкономразвития выделит 50 млрд рублей на поддержку так называемых газелей – компаний среднего размера, которые растут выше рынка.

Не отстают и банки. Вице-президент Сбербанка по развитию малого бизнеса и бывший руководитель «Опоры России» Сергей Борисов этой весной говорил, что у банка уже 230 тысяч заемщиков из малого бизнеса, а портфель кредитов превысил 590 млрд рублей. Однако кредиты лишь продлевают агонию. Зачастую предприниматели направляют полученные средства на поддержание неэффективной операционной деятельности. Бизнесы «проедают» деньги и снова вынуждены обращаться за дотациями. Cектор никуда не движется, все недовольны.

Об этом свидетельствует и статистика. Несмотря на существующие государственные льготы, темпы роста кредитования малого бизнеса снизились в 2013 году с 21% до 17%. Что хуже, уменьшается количество предприятий МСБ. В 2013 году небольшой прирост числа малых предприятий показал лишь Центральный федеральный округ – 8,5%. Все остальные округа пришли к концу года с падением – от 12% в Сибирском до 3,2% в Северо-Кавказском. В целом по стране число малых предприятий уменьшилось почти на 3%. Причем эта статистика не учитывает 500 тысяч индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность только во втором полугодии 2013 года во многом из-за повышения страховых взносов. В начале 2014 года ситуация еще больше осложнилась из-за общего экономического спада. Сектор, который обеспечивает работой 25% трудоспособного населения, сжимается. Чтобы перезапустить его, нужны более сложные и вдумчивые меры, нежели просто кредитование. 

Проблема не в отсутствии денег. Как сказал Борисов, «мы никак не можем нащупать точку роста, где не очень затратные меры могли бы дать быстрый рост». Однако точки роста есть, и они лежат на поверхности. Например, большинство предпринимателей как частные лица уже давно сидят в социальных сетях, но почему-то не спешат использовать их как инструмент развития бизнеса. Хотя это огромный рынок. Недельная аудитория «ВКонтакте» в России превышает 40 млн человек. В Facebook около 10 млн зарегистрированных пользователей из России. Это большая потенциальная аудитория, которую можно таргетировать по полу, возрасту, месту жительства и интересам. То есть легко находить тех людей, которые, с наибольшей вероятностью, станут покупателями продукции или услуг. Зачем ходить полгода за кредитным менеджером в банке, если можно намного быстрее получить деньги от покупателей?

За последние годы накопился целый ряд успешных примеров компаний, которые построили свой успех только на Фейсбуке или на «ВКонтакте». Это кафе, салоны красоты, гостиницы и спортивные клубы. Пока эти истории характерны лишь для Москвы и Петербурга (может, поэтому в ЦФО растет число малых предприятий?). В регионах ситуация заметно хуже. По данным PwC, только 30% небольших компаний поддерживают и развивают страницы в соцсетях, и большинство из них приходится на две столицы. Около 55% малых предприятий в регионах не имеют даже сайта-визитки, то есть попросту никак не представлены в интернете.

Статистика совпадает и с нашим личным опытом. За последние пару лет мы задавали множеству экспертов простой вопрос: как вы оцениваете технологическую грамотность предпринимателей? Ответы укладывались в диапазон между «низкая» и «очень низкая». Проблема в том, что государство само не блещет работой в онлайне. Тяжело поделиться навыком, которым ты сам плохо владеешь. Разработать программу финансирования или страхования малых предприятий легче, чем научить их владельцев зарабатывать с помощью интернета.

Что делать? На помощь государству и малому бизнесу может прийти другой бизнес. Вместо того чтобы выделять деньги на финансирование текущей неэффективной деятельности, государству необходимо стимулировать обмен знаний и технологиями. В России есть целый кластер компаний, которые накопили большой опыт работы в интернете, мобайле и социальных сетях. Разработчики создают, а инвесторы финансируют приложения и сервисы, которые позволяют малому и среднему бизнесу продвигаться в интернете, не разоряясь на дорогостоящую рекламу и не нанимая отряд интернет-маркетологов.

После одного-двух семинаров в местных администрациях или отделениях «Опоры России» региональные предприниматели обнаружат, что клиенты, готовые заплатить деньги, находятся прямо здесь – на экране их компьютера, планшета или смартфона. И что привлекать их существенно дешевле, чем размещать наружную рекламу. И не только привлекать, но и отслеживать выполнение заказов, собирать отзывы и сообщать о новых предложениях.