Начальник московского метрополитена Дмитрий Пегов. Фото ИТАР-ТАСС/ фото из архива/ пресс-служба РЖД
Спустя неделю после катастрофы на синей ветке мэр Москвы Сергей Собянин решился поменять руководителя метрополитена. Новым начальником столичной подземки стал 41-летний топ-менеджер РЖД Дмитрий Пегов. Slon решил подробно изучить его биографию.
1. «Сапсан», «Ласточка», Олимпиада...
Дмитрий Пегов, как и его предшественник Иван Беседин, выходец из госмонополии РЖД. Но если опыт Беседина сводился к управлению карликовой Калининградской железной дорогой, то за плечами бывшего начальника дирекции скоростного сообщения РЖД Дмитрия Пегова амбициозные проекты: запуск скоростных поездов «Сапсан», «Аллегро» и организация движения скоростных электричек «Ласточка» в олимпийском Сочи.
Пегов – выпускник Санкт-Петербургского университета путей сообщения по специальности «инженер-электромеханик», работал в железнодорожной монополии, начинал с помощника машиниста электропоезда, дорос до начальника моторвагонного депо «Санкт-Петербург – Московское». Летом 2009 года Пегов был назначен ответственным за проект запуска скоростного поезда «Сапсан» между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, а затем поезда «Аллегро» – из Санкт-Петербурга в Хельсинки.
2. Оппонент Ликсутова
Одним из доводов в назначении Пегова начальником столичного метрополитена стали его напряженные отношения с бывшим акционером крупнейшего производителя подвижного состава для железных дорог «Трансмашхолдинга», а ныне главой Департамента транспорта Москвы Максимом Ликсутовым. Будучи начальником одного из крупнейших депо пригородных электричек в Санкт-Петербурге, он предпочитал закупать электрички у небольшого Торжокского вагоностроительного завода, а не у традиционного производителя электропоездов – Демиховского вагоностроительного завода, входящего в «Трансмашхолдинг», рассказывает знакомый Пегова. Второй раз Пегов с Ликсутовым столкнулись в олимпийском Сочи. Первоначально планировалось, что гостей Олимпиады должна перевозить на своих электропоездах компания «Аэроэкспресс» (одним из ее основателей был Максим Ликсутов). Но меньше чем за год до проведения Олимпиады «Аэроэкспресс» потребовал от РЖД значительную сумму для компенсации возможных убытков. Руководство госмонополии оказалось в безвыходной ситуации и было готово согласиться на требования «Аэроэкспресса», но Пегов убедил главу РЖД Владимира Якунина, что сможет справиться с этим проектом сам. Противостояние Пегова и Ликсутова, вероятно, продолжится в столице и, скорее всего, принесет пользу пассажирам столичной подземки.
3. Изобретатель
За время работы в Дирекции скоростного сообщения Пегов зарегистрировал несколько патентов на изобретения: «защитный поддон высокоскоростного железнодорожного транспортного средства», «предохранительное устройство подвески моторной тележки высокоскоростного железнодорожного транспортного средства». Смысл подобной изобретательской активности можно объяснить на примере уголовного дела в отношении Дмитрия Гаева, который возглавлял московское метро с 1995 по 2011 год. Он был автором 11 изобретений, включая «способ возведения станции метро глубокого заложения», «автомат для продажи проездных документов», «автоматизированную систему оплаты проезда» и другие. Вскоре после отставки Гаева Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями. По версии следствия, Гаев незаконно получил 112 млн рублей, которые Московский метрополитен перечислил ему за использование патента на систему автоматизированного контроля билетов. Дело было прекращено в 2012 году в связи со смертью Гаева.
Среди нынешнего руководства метро Пегов сможет найти себе соавторов для изобретений. Глава службы пути столичного метро Леонид Рябенко является автором трех патентов на два вида кронштейнов контактного рельса и электроизоляционный короб. Соавтором Рябенко по этим изобретениям стал Андрей Федькин, владелец компании ООО НПКФ «РАНТЕС», которая поставляет Московскому метрополитену пластиковые трубы и другую продукцию из стеклопластика. Но неизвестно, приносит ли Рябенко доход его изобретательская деятельность.
4. Бизнесмен
Также Пегов должен быть знаком с понятием «конфликт интересов». В конце 2000-х годов, когда он возглавлял депо «Санкт-Петербург – Московское», он стал владельцем 50% акций компании «Эрми-транспорт», которой принадлежит парк грузовых вагонов для перевозки нефтепродуктов, нерудных материалов и зерна. Позже доля Пегова в «Эрми-транспорте» перешла к Денису и Марату Петровым. Братья Петровы также являются собственниками ряда компаний, специализирующихся на ремонте железнодорожного транспорта. Первые заказы Петровы получили от депо, возглавляемого Пеговым, а недавно выиграли тендер на 338 млн рублей на ремонт рельсовых автобусов РЖД.
Будущие коллеги Пегова по метрополитену преуспели в бизнесе гораздо больше. Начальнику службы энергоснабжения метрополитена Николаю Комиссарову удалось создать целый холдинг «СтройЭлектроСити» с оборотом более 300 млн рублей. Он занимается выполнением подрядов метрополитена на проведение электротехнических работ и производство оборудования для метро. По данным СПАРК, Комиссаров владеет 50% ООО «СтройЭлектроСити».
5. Сапсанчик
Пегов был инициатором запуска мультипликационных роликов про поезд «Сапсанчик» и даже принимал активное участие в написании сценариев для них. После успеха вирусных роликов за молодым топ-менеджером РЖД в центральном офисе госмонополии закрепилось прозвище Сапсанчик. В свободное время Пегов не только пишет сценарии, но и бывает в аэроклубах. Он имеет права на управление легкомоторными самолетами и возглавляет отделение общественной организации пилотов и граждан – владельцев воздушных судов (РАОПА).