Фото: AP Photo / Evgeniy Maloletka
Верховная рада Украины поддержала президентскую инициативу по дополнительной частичной мобилизации. Таким образом, третья, 45-дневная волна мобилизации в Вооруженные силы Украины объявляется начатой. Официальная причина – продолжающаяся антитеррористическая операция и увеличение количества российских войск на границе с Украиной.
Еще более показателен законопроект, принятый Радой параллельно с подтверждением президентского указа. Он поднимает максимальный возраст военнослужащих второго разряда запаса с 50 до 60 лет (65 в случае высшего командного состава). Это не значит, что в армию пойдут деды в буквальном значении этого слова, но значит, что в случае острой нехватки представителей относительно редких военно-учетных специальностей можно будет вернуть на время в строй «старую гвардию». А еще неделю назад президентом был подписан законопроект, обеспечивающий всем участникам АТО статус участника боевых действий (ранее ряд солдат жаловались, что официальное «антитеррористическое» назначение операции не обеспечивает их положенными ветеранам боевых действий льготами и привилегиями).
Инициативы вызвали в народе смешанную реакцию. От сдержанного одобрения до «лучше бы призвали ментов, их и так слишком много». В последние дни на Украине вообще и около Рады в частности регулярно проходят акции солдатских матерей, требующих если не возвращения их детей с фронта, то хотя бы полноценного их обеспечения, в том числе денежного и юридического. Сторонники новых законопроектов, напротив, подчеркивают, что они наводят порядок в правовом статусе призывников.
Вопреки страшным слухам, циркулирующим среди родственников потенциальных рекрутов, в этой третьей волне призыва речь вовсе не идет о переброске в зону АТО необученного «пушечного мяса». При частичной мобилизации речь идет о резервистах «первой очереди», имеющих опыт службы и необходимую для сегодняшнего дня военно-учетную специальность. Восемнадцатилетние призывники, а также люди без армейского опыта если и будут призваны, то в последнюю очередь.
Более того, хотя автор и не заглядывал в приказы Генштаба, представляющие собой военную тайну, но стоит исходить из того, что в нынешней ситуации это просто не нужно. По общему мнению специалистов, в зоне АТО нет необходимости в новых подразделениях, разве что нужна ротация некоторых уже пребывающих там, а также их доукомплектация. В любом случае лишь малая часть из нынешних призывников попадет в зону АТО и еще меньшая – в ту ее часть, где идут непосредственные бои. Более масштабная ротация лишь навредит фронту и повлечет дополнительные жертвы.
Тогда зачем нужен этот закон? Во-первых, он, как пояснил в интервью украинским медиа народный депутат и генерал-майор милиции Виктор Чумак, упорядочивает юридический статус тех, кто там уже находится, предоставляя государству законные основания для продления срока службы ряда призывников, успешно воюющих в Донбассе.
Во-вторых, это подстраховка. Этот закон дает возможность призвать дополнительных рекрутов в случае возникновения особой необходимости.
В-третьих, и это вытекает из предыдущего, это работа на будущее. Осмелимся предположить, что Украина начала всерьез рассматривать вероятность непосредственного военного вторжения со стороны РФ – не в формате точечных ударов, перебросок техники или диверсионно-разведывательных групп, а в формате перехода границы крупными соединениями. Одна из ключевых проблем Украины в случае перехода конфликта на новый уровень – организационная неготовность к крупной мобилизации, от отсутствия соответствующего опыта у кого-либо из нынешних генералов до недоукомплектованности военкоматов. Этот шаг – попытка исправить положение. Если еще полгода тому назад военное вторжение со стороны одной из крупнейших военных держав мира рассматривалось как неминуемая гибель, спасти от которой может лишь международное сообщество, то сейчас Украина начала готовиться к полноценному военному ответу.
Хотя, разумеется, это рассматривается лишь как крайний вариант. В своем роде новая мобилизация – еще и сигнал: «решитесь двинуть – такой лафы, как в Крыму, вам уже не будет». Каждое такое действие снижает вероятность большой войны. Равно как и общий рост боеспособности украинских Вооруженных сил, внезапно оказавшихся на 21-м месте в рейтинге армий мира по версии Business Insider. Это учитывая, что еще полгода назад общая численность по-настоящему боеспособных подразделений на Украине вряд ли превышала несколько тысяч человек.
По мнению советника министра обороны Александра Данилюка, нынешним потребностям Украины соответствовали бы вооруженные силы в 250 тысяч человек при двух с половиной миллионах активного резерва. Естественно, это «оптимальный вариант» и задача не одного дня, но в ближайшее время Украина не собирается экономить на обороноспособности.
Да, это дорого. По данным Минфина Украины, месяц АТО стоит Украине 1,5 млрд гривен. С другой стороны, на Украине впервые в истории ее независимости создаются боеспособные вооруженные силы. И даже больше: собственная военная традиция, осознание того, что армия дана не для парадов. Параллельно с этим украинский ВПК перестает быть «вечно голодным гигантом» и получает заказы уже от собственного государства. Новые законы – лишь еще один шаг на этом пути.